Получи документы

Сохранение и укрепление жизни и здоровья детей посредством образовательно-воспитательного процесса

Жабовская Маргарита
Сохранение и укрепление жизни и здоровья детей посредством образовательно-воспитательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Сохранение и укрепление жизни и здоровья детей

через образовательно-воспитательный процесс

Нурсултан Назарбаев: «Только здоровая нация может называться конкурентоспособной».

Реализация работы по сохранению и укреплению жизни и здоровья детей осуществляется на основе интеграции образовательных областей и основными положениями возрастной психологии и дошкольной педагогики. Работа в нашем детском саду направлена на создание условий для полноценного физического и психического развития детей, закаливания организма, развития основных движений, обеспечение охраны жизни и укрепление здоровья ребенка, формирование навыков безопасности собственной жизнедеятельности, приобщение к здоровому образу жизни.

Публикация «Сохранение и укрепление жизни и здоровья детей посредством образовательно-воспитательного процесса» размещена в разделах

Для эффективной организации образовательного процесса и обеспечения качественного воспитания и обучения детей в дошкольной организации должны предусматриваются следующее принципы и подходы: - комплексный подход к формированию личности ребёнка и развитию его способностей всеми участниками воспитания и обучения – педагогами, психологами, родителями; - деятельностный подход к развитию детей в соответствии с их возрастными особенностями; - инновационный подход к мониторингу уровня развития ребенка и деятельности дошкольной организации (система автоматизации для проведения мониторинга развития детей дошкольного возраста); - принцип единства, преемственности, непрерывности содержания и методов воспитания и обучения; - интерактивное построение образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. В целях инновационного подхода к осуществлению образовательного процесса внедряются новые, современные технологии и методы дошкольного воспитания и обучения, повышающие творческие и интеллектуальные способности детей, развивающие эмоционально-волевую сферу, активизирующие познавательные способности ребенка.

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы особо выделена значимость дошкольного периода развития ребенка, как основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности.

В целях эффективной работы ДОУ образовательный процесс построен и перспективное планирование построены на основе «сквозных» тем.

Работа в ДОУ - направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы и обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных движений, потребности в двигательной активности, используя творческие, познавательные и речевые способности.

При планировании работы по сохранению и укреплению жизни и здоровья дошкольников следует учитывать, что интеграция образовательных областей осуществляется в течении всего дня в образовательно-воспитательном процессе.

Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала.

Хочу более подробно остановиться на сохранении и укреплении здоровья дошкольников через образовательно-воспитательный процесс.

Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что необходимо создавать такую систему работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Главное в моей работе, чтобы каждая образовательная деятельность сочеталась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.

Вся образовательная деятельность проходит с позитивным настроем, дети становятся более улыбчивыми, доброжелательными, открытыми, жизнерадостными и раскрепощенными. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что данная работа им не будет в тягость, а наоборот, даст положительные эмоции.

И здесь уже можно говорить о сохранении не только физического, но и психического здоровья, что является немаловажным для полноценного развития дошкольника.

Образовательную деятельность, которая требует повышенную познавательную активность и умственное напряжение детей, мы проводим в первой половине дня. Для профилактики утомления детей сочетаем её с физкультурными, музыкальными занятиями.

В настоящее время в условиях реализации общенациональной идей «Мгілік Ел» я в своей работе использую интегрированную образовательную деятельность, что способствует снятию стрессообразующих факторов в процессе работы, созданию ситуации успеха у каждого ребенка.

Наш детский сад работает по программе «Радуга здоровья». В основе программы лежит системно-деятельностный подход, на ступени дошкольного образования – это технология «Ситуация», которая позволяет предотвратить утомление путем постоянной сменой деятельности и поз ребенка, использования различного рода игр, разнообразного дидактического материал, создания игровых ситуаций.

В нашем ДОУ разработан комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для укрепления здоровья детей.

1. сквозное проветривание;

2. соблюдение санитарно–гигиенического режима;

3. утренняя гимнастика в проветренном помещении;

4. дыхательная гимнастика (2–3 раза в день);

5. гимнастика для глаз (2-3 раза вдень);

6. игровой массаж (2–3 раза в день);

7. самомассаж (1 раз вдень);

8. гимнастика в постели после дневного сна;

9. хождение босиком по дорожкам «Здоровья»;

10. солевые дорожки;

11. умывание прохладной водой;

12. прогулка на свежем воздухе;

13. подвижные игры;

14. релаксация;

15. дни здоровья;

16. совместные развлечения родителей и детей;

17. оптимальное чередование различных видов деятельности

В свое практике в образовательно-воспитательной деятельности я использую:

1. Физкультминутки, динамические паузы, минутки здоровья, в которые включаю несколько упражнений, носящий игровой характер с целью создания возможности для кратковременного отдыха.

2 Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.

3. Релаксацию – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

4. Пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую моторику рук, речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает психические процессы у ребенка, снимает тревожность.

5. Дыхательную гимнастику. Дыхание является важным составляющим здоровья ребенка, от него зависит физическая и умственная деятельность. В образовательной деятельности использую отдельные упражнения, основанные на носовом дыхании.

6. Гимнастику для глаз. Главной задачей гимнастики для глаз у детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.

7. Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

8. Игровой массаж является основой закаливания и оздоровления детского организма.

9. Гимнастика в постели. После дневного сна проводится закаливающая зарядка в постели. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем использую игровые упражнения, сопровождая их различными стихами.

10. Солевые дорожки, дорожки «Здоровья». Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Процедура состоит в следующем.

Ребенок встает ногами на первую салфетку, смоченную солевым раствором, а затем переходит на вторую влажную, стирает соль с подошвы ног, и проходит на сухую, вытирая ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. Стопа легко разминается и разогревается от естественных упражнений. Поэтому дети, сначала проходят по “дорожкам «Здоровья». Дорожки «Здоровья» изготавливаются из различного бросового и природного материалов: фломастеров, пробок от бутылок, пуговиц, галек, шишек. Такие упражнения нравятся всем детям.

11. Воздушные процедуры. Практика показывает, что любое воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т. е. улучшает физическую терморегуляцию.

Поэтому, хождение раздетыми по дорожкам «Здоровья», переодевание ребенка перед сном, сон в холодное время в майке, а в теплое – в трусиках, а также прохождение по дорожкам «Здоровья» после сна является ценнейшим закаливающим мероприятием.

12. Водные процедуры. Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

13. Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов. Внедряю активные методы и формы с семьей. Стало традицией проведения дней здоровья (1 раз в квартал, фестиваля здоровья (ежегодно, в сентябре, развлечений для родителей и детей. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд. Дни здоровья зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей включает.

– анкетирование “О здоровье всерьез”;

– проведение родительских собраний : «Режим и питание в детском саду»;

консультаций: «Формирование у детей ценностей ЗОЖ», «Правила закаливания», «Как уберечь ребенка от простуды», «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»;

папки-передвижки: «Здоровье ребенка. Советы по профилактике», «Здоровье детей зимой», «Здоровый образ жизни семьи»;

– педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания;

организация совместных дел: спортивное развлечение «В поисках лета», «День здоровья», «Папа, мама я здоровая семья;

изготовление фотоальбома: «Здоровый образ жизни семьи».

14. Так же использую нетрадиционные методы, например, в изобразительной деятельности. Организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования является одним из способов, направленных на создание условий для эмоционального и творческого самовыражения ребенка. Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук, в тоже время положительно влияют на развитие эмоций, сопровождающих процесс рисования, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы.

Подводя итог своей работы, я пришла к выводу, что в современном мире, чтобы добиться результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольника, нужно этим заниматься не от случая к случаю, а в системе, включая оздоровительную работу в любой вид образовательно-воспитательной деятельности.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золушка» «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников».

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Комплекс эффективных условий, включающих в себя технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в ДОО Воспитательно-образовательный процесс строится на основе основной общеобразовательной программы структурного подразделения «Детский сад.

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях семьи и детского сада» Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и.

Опыт работы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» Пояснительная записка Основная цель разработки: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их.

«Сохранение и укрепление здоровья детей 3–4 лет по системе Су-Джок». План самообразования на 2017–2018 учебный год Тема: «Сохранение и укрепление здоровье детей 3-4 лет по системе Су-Джок». Цель: Повышение профессиональной компетентности в оздоровление.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Укрепление и сохранение здоровья дошкольников Цель: .Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся на логопедических занятиях Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются: - сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Консультация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны. В современных условиях наблюдается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение и укрепление жизни и здоровья детей посредством образовательно-воспитательного процесса
Опубликовано: 9 января 2019 в 13:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сохранение и укрепление жизни и здоровья детей посредством образовательно-воспитательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Жабовская Маргарита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД