Ирина Анохина
Сохранение и укрепление здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья".
1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья детей» размещена в разделах
3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защиты детей.
Ожидаемые результаты
1. Повысится компетентность в области здоровьесбережения,
Педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.
2. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в группах дошкольного образования.
3. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. И в целом, отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность по здоровьесбережению в группах предшкольной подготовки и семье будет основываться на принципе преемственности.
Оценка результатов
1. Качественная и количественная система контроля будет отслеживать исполнение мероприятий.
2. Качественная оценка реализации программы субъективная удовлетворённость педагогов, родителей, детей будет отслеживаться при помощи анкетирования, опросов, собеседования.
3. Динамика заболеваемости и посещаемости детей будет отслеживаться по результатам изучения медицинских карт и журнала посещаемости.
4. В конце учебного года полученные результаты будут анализироваться. Это станет основой для коррекции программы на последующий период.
С целью обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического, психического развития, реализации программы дошкольного учреждения, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в группах предшкольной подготовки созданы все необходимые условия.
-имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарё м: спортивные маты, имеются в наличии мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли, шведские стенки и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
- имеется картотека для подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами.
- в группах имеется зона уединения для снятия эмоционального напряжения.
Пропаганда и организация здорового образа жизни в группах предшкольной подготовки – целенаправленная деятельность всего коллектива.
Функции каждого участника педагогического процесса по физическому воспитанию детей :
Деятельность
Функции медицинского работника 1. Организация и контроль соблюдения режима.
2. Контроль уровня здоровья детей.
3. Контроль выполнения двигательного режима и физических нагрузок на утренней гимнастики и физических занятиях.
4. Контролируют проведение и анализируют эффективность закаливающих процедур.
5. Осуществляют гигиеническое воспитание детей и санитарное просвещение персонала и родителей.
6. Осуществляют сотрудничество МБОУ с узкими специалистами из поликлиники.
7. Витаминизация блюд.
8. Первая помощь при травмах.
Функции воспитателей 1. Обеспечивают состояние психологического комфорта каждому ребёнку в группе.
2. Проводят оздоровительные мероприятия, и формирует основы ОБЖ.
3. Планируют, отбирают содержание и методы работы с детьми на занятиях с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
4. При планировании занятий определяют задачи развития каждого ребёнка, осуществляют индивидуальный подход.
6. Проводят диагностику уровня знаний по разделам программы «Детство» и анализ результатов;
7. Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию вносят в календарный план.
8. Участие в мероприятиях с применением различных форм физического воспитания детей.
9. Консультации, беседу, родительское собрание.
Функции родителей 1. Ознакомление с результатами диагностики физической подготовленности.
2. Участие в спортивных мероприятиях, присутствие на Днях открытых дверей;
3. Обмен опытом работы с детьми в домашних условиях.
Основные направления программы
1. Работа с родителями
2. Работа с педагогами.
3. Работа с детьми.
Цель: формирование осознанного понимания здорового образа жизнии отношения к своему здоровью
Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работником.
1. Диагностика;
2. Полноценное воспитание;
3. Система эффективного закаливания;
4. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей;
5. Создание представлений о здоровом образе жизни;
6. Коррекционная работа;
7. Лечебно-профилактическая работа;
8. Летне-оздоровительные мероприятия.
1. Раздел – Диагностика
Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др., которые помогают глубоко узнать ребёнка “во всех отношениях”, определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья.
Медицинский работник: медсестра, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинского работника позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности.
Так воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой «Детство», наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни; музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
2. Раздел – Полноценное питание
Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на рост и состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Рационально составленное меню в детском саду представляет собой такой подбор блюд, который удовлетворяет потребность детей в основных пищевых веществах и энергетических компонентах.
Принципы организации питания:
Выполнение режима питания, гигиена приёма пищи, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания, эстетика организации питания (сервировка, индивидуальный подход к детям во время питания, правильность расстановки мебели.
3. Раздел – Система эффективного закаливания
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка.
Основные факторы закаливания:
-Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня, закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности, закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, в других режимных моментах, закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей, постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
Комплекс закаливающих мероприятий:
1. Соблюдение температурного режима в течение дня;
2. Правильная организация прогулки и её длительность;
3. Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
5. Облегчённая одежда для детей в группах;
6. Дыхательная гимнастика после сна;
7. Мытьё прохладной водой рук;
Методы оздоровления
Контрастное обливание ног (летом).
Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года).
Формы организации физического воспитания
Физические занятия в зале и на площадке.
Туризм (прогулки-походы).
Оздоровительный бег.
Физкультминутки.
Физкультурные досуги, праздники, “дни здоровья”.
Утренняя гимнастика.
Индивидуальная работа с детьми.
Физкультурные НОД разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
1. Традиционные;
2. Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
3. Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления.
4. Тематические занятия;
5. Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
6. НОД в форме оздоровительного бега;
7. Музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений.
4. Раздел - Создание условий организации оздоровительных режимов для детей
1. Организация режима дня ребёнка.
2. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующих задач: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
3. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
4. Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.
5. Раздел - Создание представлений о здоровом образе жизни
Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в группах предшкольной подготовки должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
а) привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
б) обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
в) формирование элементарных представлений об окружающей среде;
г) формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
д) развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
е) формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
ж) выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
з) обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
и) вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для решения этих задач в группах предшкольной подготовки полного дня, созданы все условия.
Каждая группа имеет отдельную зону для раздевания. Это даёт возможность, как педагогам, так и родителям уделять внимание детям по привитию культурно-гигиенических навыков. Каждого ребёнка педагог и помощник воспитателя учит самостоятельно раздеваться и одеваться, при этом аккуратно складывать свою одежду в шкаф. При всех моментах обучения и закрепления знаний и умений педагог использует мотивацию.
В группах имеются: отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела.
Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении органов педагоги формируют через НОД, беседы, игры, наблюдения. Для этого разработаны конспекты, схемы, таблицы, подобран наглядный материал. Дети решают логические задачи, вспоминают жизненные ситуации. Знания детей, полученные на НОД и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.