МААМ-картинки

Сохранение физического и психического здоровья у детей с ОВЗ здоровьесберегающих технологий

Лидия Карпенко
Сохранение физического и психического здоровья у детей с ОВЗ здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы

О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога:

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

А дети с общим недоразвитием речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Публикация «Сохранение физического и психического здоровья у детей с ОВЗ здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Основные аспекты здоровья :

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, совокупность статических и динамических свойств человека, которые позволяют ему адаптироваться в обществе.

Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Социальное здоровье - это гармоничное здоровье личности в социальной структуре общества, эффективный уровень взаимодействия в семье и коллективе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Особое внимание уделяется особенностям физического и психического развития дошкольников с ОВЗ.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

- Нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

- Нарушение дыхания и голосообразования;

- Нарушение общей и мелкой моторики;

- Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- Повышенная утомляемость;

- Заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);

- Нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития дошкольников с речевыми недостатками:

- Нарушение пространственных отношений;

- Неустойчивость внимания;

- Расстройство памяти (особенно слуховой);

- Несформированность мышления;

- Задержка развития воображения;

Коррекция и профилактика нарушений развития детей предполагает введение здоровьесберегающих технологий. Основа здоровьесберегающих технологий - личностно-ориентированный подход.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личной культуры. В процессе коррекционной работы педагога возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

В практической деятельности мы применяем следующие здоровье- сберегающие компоненты:

- Дыхательная гимнастика;

- Артикуляционная гимнастика;

- Пальчиковая гимнастика;

- Самомассаж.

Удивительные результаты дает массаж кистей с помощью шарика Су - Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но и также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, памяти, мышления.

- Глазодвигательная гимнастика;

- Мышечная релаксация;

Все перечисленные технологии способствуют коррекции физических и психических нарушений детей, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка и способствуют формированию гармонической личности.

Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.

Одним из таких современных здоровьесберегающих технологий, считают использование арт - терапии.

Арт - терапия (методы творческого самовыражения) в дошкольном возрасте применяем во всех видах непосредственно образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей оригами, объемные поделки из мятой бумаги др.

Дошкольное детство - благодатное время для взращивания древа добра и красоты. Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

Во все времена дети всегда любили играть в куклы. В них могли играть не только девочки, но до определенного возраста и мальчики. Работа по созданию кукол сопровождается терапевтическими эффектами.

В нашем дошкольном учреждении работает арт - студия «Мартиничка».

Программа арт - студии основана на интеграции познавательно - речевой, игровой, художественно - эстетической, игровой деятельности.

Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная народная кукла - часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

В отличии от организованной деятельности по обучению рукоделию, при проведении арт - терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Поощряются выражения своих внутренних переживаний как можно более произвольно и спонтанно, совершенно не беспокоясь о художественных достоинствах своих работ. Приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут им в процессе обучения в школе, наладить хорошие отношения в коллективе, приучат с пользой проводить свободное время.

Работа арт - студии проводится в форме мастер - классов и организуется так, чтобы не только научить детей навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной выполненной работы. Познакомить родителей с семейными духовными ценностями, с тем полезным и ценным опытом, который можно открыть в русской старине.

Каждый мастер - класс решает не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

На занятиях используется подручный материал, при этом дети знакомятся с разными видами тканей, с их свойствами и назначением. Также при изготовлении кукол естественным образом проводится массаж акупунктурных точек на ладонях, что способствует оздоровлению.

На мастер - классе рассказывается об определенных видах, техниках создания народной игрушки. Далее непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем. Динамическая пауза (логоритмика или игра). Завершение работы, подведение итога и сюрприз для каждой семьи, это красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, и сама работа, которая дарится детям.

Цель арт - студии: Организация совместной деятельности детей и родителей для развития творческих способностей, повышения эффективности логопедической работы по формированию речевых навыков у детей посредством активного участия родителей в коррекционном процессе и укрепления связи дошкольного учреждения с семьей.

Использование этих технологий помогают в решении таких задач как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, что способствовало повышению уровня развития речи детей, а главное укрепляется физическое и психическое здоровье дошкольников.

Литература

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно - метод. пособие / В. М. Акименко. – изд. 2-е – Ростов н Д. : Феникс, 2009. – 105с

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008

3. Краузе Е Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб. : КОРОНА принт, 2004.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 летГимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента " Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.

Конспект НОД в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Деревья и их характеры. Дерево здоровья липа»Конспект НОД в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Деревья и их характеры. Дерево здоровья липа» Цель. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного.

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветок здоровья» Игра-занятие «Цветок здоровья» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о здоровом образе жизни. Программные.

Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на свирели (подготовительная группа)Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на свирели (подготовительная группа) Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на Свирели (подготовительная группа) Цели:.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Сохранение и укрепление здоровья детейСохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение физического и психического здоровья у детей с ОВЗ здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 3 октября 2021 в 17:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сохранение физического и психического здоровья у детей с ОВЗ здоровьесберегающих технологий» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Карпенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД