Лидия Карпенко
Сохранение физического и психического здоровья у детей с ОВЗ здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога:
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
А дети с общим недоразвитием речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Публикация «Сохранение физического и психического здоровья у детей с ОВЗ здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
Основные аспекты здоровья :
Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, совокупность статических и динамических свойств человека, которые позволяют ему адаптироваться в обществе.
Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Социальное здоровье - это гармоничное здоровье личности в социальной структуре общества, эффективный уровень взаимодействия в семье и коллективе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Особое внимание уделяется особенностям физического и психического развития дошкольников с ОВЗ.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- Нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- Нарушение дыхания и голосообразования;
- Нарушение общей и мелкой моторики;
- Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- Повышенная утомляемость;
- Заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- Нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития дошкольников с речевыми недостатками:
- Нарушение пространственных отношений;
- Неустойчивость внимания;
- Расстройство памяти (особенно слуховой);
- Несформированность мышления;
- Задержка развития воображения;
Коррекция и профилактика нарушений развития детей предполагает введение здоровьесберегающих технологий. Основа здоровьесберегающих технологий - личностно-ориентированный подход.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личной культуры. В процессе коррекционной работы педагога возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
В практической деятельности мы применяем следующие здоровье- сберегающие компоненты:
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Самомассаж.
Удивительные результаты дает массаж кистей с помощью шарика Су - Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но и также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, памяти, мышления.
- Глазодвигательная гимнастика;
- Мышечная релаксация;
Все перечисленные технологии способствуют коррекции физических и психических нарушений детей, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка и способствуют формированию гармонической личности.
Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.
Одним из таких современных здоровьесберегающих технологий, считают использование арт - терапии.
Арт - терапия (методы творческого самовыражения) в дошкольном возрасте применяем во всех видах непосредственно образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей оригами, объемные поделки из мятой бумаги др.
Дошкольное детство - благодатное время для взращивания древа добра и красоты. Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.
Во все времена дети всегда любили играть в куклы. В них могли играть не только девочки, но до определенного возраста и мальчики. Работа по созданию кукол сопровождается терапевтическими эффектами.
В нашем дошкольном учреждении работает арт - студия «Мартиничка».
Программа арт - студии основана на интеграции познавательно - речевой, игровой, художественно - эстетической, игровой деятельности.
Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.
Рукотворная народная кукла - часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
В отличии от организованной деятельности по обучению рукоделию, при проведении арт - терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Поощряются выражения своих внутренних переживаний как можно более произвольно и спонтанно, совершенно не беспокоясь о художественных достоинствах своих работ. Приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут им в процессе обучения в школе, наладить хорошие отношения в коллективе, приучат с пользой проводить свободное время.
Работа арт - студии проводится в форме мастер - классов и организуется так, чтобы не только научить детей навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной выполненной работы. Познакомить родителей с семейными духовными ценностями, с тем полезным и ценным опытом, который можно открыть в русской старине.
Каждый мастер - класс решает не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
На занятиях используется подручный материал, при этом дети знакомятся с разными видами тканей, с их свойствами и назначением. Также при изготовлении кукол естественным образом проводится массаж акупунктурных точек на ладонях, что способствует оздоровлению.
На мастер - классе рассказывается об определенных видах, техниках создания народной игрушки. Далее непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем. Динамическая пауза (логоритмика или игра). Завершение работы, подведение итога и сюрприз для каждой семьи, это красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, и сама работа, которая дарится детям.
Цель арт - студии: Организация совместной деятельности детей и родителей для развития творческих способностей, повышения эффективности логопедической работы по формированию речевых навыков у детей посредством активного участия родителей в коррекционном процессе и укрепления связи дошкольного учреждения с семьей.
Использование этих технологий помогают в решении таких задач как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, что способствовало повышению уровня развития речи детей, а главное укрепляется физическое и психическое здоровье дошкольников.
Литература
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно - метод. пособие / В. М. Акименко. – изд. 2-е – Ростов н Д. : Феникс, 2009. – 105с
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008
3. Краузе Е Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб. : КОРОНА принт, 2004.