Папки-передвижки

Содержание уголков развития речи в разных возрастных группах

Чернякова Татьяна
Содержание уголков развития речи в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2

В настоящее время в дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения обучающихся, поскольку от уровня речи зависит успешность их обучения в школе, умение общаться с социумом и общее интеллектуальное развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяя отдельно область — «Речевое развитие» — выдвигает так же требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом ДОУ поставлена задача в организации предметно-развивающей среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений обучающихся всех возрастов оформляются несколько уголков : книжный, логопедический, театрализованный и речевой. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок и его содержание для разновозрастных групп.

Публикация «Содержание уголков развития речи в разных возрастных группах» размещена в разделах

Слайд 3

Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для занятий и игр индивидуально или подгруппами по 2-3 человека.

Цель речевого уголка : оптимальная организация предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речевых способностей обучающихся.

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Слайд 4

В качестве основных составляющих речевой среды является речь педагога, методы и приемы,направленные на развитие речи детей и оборудование для каждой возрастной группы.

Слайд 5

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.

Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность.

(Правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность)

Слайд 6

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.

Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.

Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.

Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям

Слайд7

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ УГОЛКОВ

Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.

наполняемость;

--разнообразие материала;

-соответствие возрасту;

-доступность;

-системность;

-эстетичность оформления;

-периодичность обновления

СЛАЙД 8 Название уголка.

Название должно быть кратким и понятным. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников.

Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».

Названия с именем хозяина уголка : «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».

Смешные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка/Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».

СЛАЙД №9 ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО УГОЛКА

Таблица задач

Возраст Задачи

Первая младшая группа 2-3 года • Развитие речевого слуха.

Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.

• Обогащение активного словаря. • Формирование культуры речевого общения в

детском коллективе.

Воспитание эмпатии: чувства сопереживания,

желания поддержать.

• Укрепление дружеский отношений внутри группы.

Создание положительной мотивации к коллективной работе.

Вторая младшая группа 3-4 года • Развитие речевого дыхания.

• Совершенствование звуковосприятия.

Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.

Средняя группа

4-5 лет • Развитие артикуляционной моторики.

• Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.

Развитие диалогической речи.

Старшая группа

5-6 лет • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).

• Закрепление навыков правильного звукопроизношения.

• Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

Подготовительная группа

6-7 лет • Развитие монологической речи.

Развитие фонематического слуха.

• Подготовка к обучению грамоте.

СЛАЙД №10 Паспорт речевого уголка

Паспорт уголка в детском саду — это информационный документ, в котором описывает состояние центра активности, его оборудование и предметное содержание. Паспорт составляется воспитателем и заверяется администрацией ДОУ, хранится в папке документов педагога или в специальной ячейке уголка. С информацией о содержании уголка могут ознакомиться коллеги, молодые специалисты, родители воспитанников. Паспорт необходим для выдвижения уголка на конкурс педагогических проектов по организации предметно-развивающей среды для детей.

Примерный шаблон паспорта речевого уголка :

• Название уголка, возрастная группа.

• Задачи уголка (кратко).

• Предметы мебели, количество.

• Электроприборы, если есть (аудиопроигрыватель, проектор).

• Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, мнемотаблицы).

• Список демонстрационных материалов (тематические картинки, карточки-схемы).

• Дидактические и настольные игры.

• Наборы для дыхательной гимнастики, игр-драматизаций.

• Картотека речевых упражнений и игр.

СЛАЙД №11

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО УГОЛКА СВОИМИ РУКАМИ

Примерное оборудование речевого уголка : стеллажи с полками, расположенные на разном уровне, рабочий стол, стул, зеркало, аудиомагнитофон, телевизор, магнитная доска, игровой и дидактический материал.

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми : пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки с семенами и камешками. Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветы, деревья, бабочки, птицы, зайцы и т. д.

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда, велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.

СЛАЙД №12

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

«Занимательная азбука» : к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.

«Азбука-лото» : карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.

«Калейдоскоп букв» : дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.

«Составь слово. Домино» : из карточек складывается изображение и его название.

«Кто где живёт» : карточки со словами, животными и местами их обитания.

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

СЛАЙД №13

Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития

Наглядные материалы, пособия • Младшие и средние дошкольники: плакаты, иллюстрации («Овощи и

• фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши»,

«Спецтехника», «Буквы» и др., карточки с изображением эмоций,

• персонажей сказок и т. д.

Старшие дошкольники: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные

• звуки», «Деление на слоги»).

Материалы для сенсорного развитияМладшие дошкольники: игрушки с различными наполнителями,

• книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.

Средние дошкольники: фигурная мозаика (деревянная, паззлы из

• крупных элементов.

Старшие дошкольники: магнитная мозаика, доски со шнуровкой,

• конструктор.

Предметы для развития дыхания • Младшие дошкольники: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.

Средние дошкольники: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики.

Старшие дошкольники: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.

Дидактические материалы • Младшие дошкольники: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.

Средние дошкольники: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и

• азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку»,

• «Составь сюжет

• сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).

Старшие дошкольники: сборники скороговорок и загадок, настольно-

• печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).

Материалы для игр-драматизаций • Младшие дошкольники: маски животных, куклы на пальчики, наборы

игрушек по мотивам сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.

Средние дошкольники: куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо.

Старшие дошкольники: марионетки, головные уборы персонажей

• (Красная шапочка, колпак Буратино, корона принцессы, шляпа

• волшебника).

СЛАЙД №14

РАБОТА В УГОЛКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников — игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).

Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.

СЛАЙД №15

Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах

МЛАДШАЯ ГРУППА

Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);

• Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».

• Картинки с простыми сюжетами и действиями

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

• Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

• Игровизоры, игрушки – телефоны.

• Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»

• Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

• Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.

• Трафареты, шаблоны.

• Игры для развития ручной умелости.

• Картотека речевых игр.

СЛАЙД №16-17 ЧИТАЮ С ПРЕЗЕНТАЦИИ

СЛАЙД 18-19 2 младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

СЛАЙД №20-21

ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ УГОЛКОВ И ПОСОБИЯ ДЛЯ УГОЛКОВ

СЛАЙД №22 фрагменты уголков-23

23-средняя группа

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Уголок книг : 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

• Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).

• Открытки для рассматривания.

• Портреты писателей в соответствии с программой

• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

• Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»

• Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

• Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.

• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

• Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму

• Игры на развитие ручной умелости.

• Картотека словесных речевых игр.

• Открытки о родном городе, крае.

• Предметы быта и старины.

СЛАЙД №24 ПРИМЕРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

СЛАЙД №25-26 ПОПОЛНЯЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (Фрагменты уголков)

СЛАЙД №27. Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок

СЛАЙД №28-29-30

СТАРШАЯ ГРУППА

Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему

• Портреты писателей в соответствии с программой

• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.

• Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.

• Портреты художников – иллюстраторов.

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

• Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

• Азбука букв различной фактуры.

• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

• Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму

• Игры на развитие ручной умелости.

• Картотека словесных речевых игр.

• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).

• Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.

• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.

• Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).

• Карта России, где отмечены флажками города.

СЛАЙД № №31-32

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.

• Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

• Альбомы загадок, скороговорок, стихов.

• Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.

• Картотека словесных речевых игр.

• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).

• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.

• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.

• Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».

• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».

• Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.

Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

• СЛАЙД №33-41 Развивающая среда логопедического кабинета

Публикации по теме:

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группахФотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группахФотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.

Гимнастика после дневного сна и её значение в разных возрастных группах 1. Гимнастика после дневного сна и ее значение. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию,.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду "Дельфине". Вот такая.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Устройство и содержание театральных уголков.Устройство и содержание театральных уголков. В зависимости от интересов детей, их возраста и воспитательных задач, при оформлении театрального уголка, используется все пространство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание уголков развития речи в разных возрастных группах
Опубликовано: 24 декабря 2021 в 10:37
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание уголков развития речи в разных возрастных группах» (включая файлы) размещена пользователем Чернякова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД