Чернякова Татьяна
Содержание уголков развития речи в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
В настоящее время в дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения обучающихся, поскольку от уровня речи зависит успешность их обучения в школе, умение общаться с социумом и общее интеллектуальное развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяя отдельно область — «Речевое развитие» — выдвигает так же требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом ДОУ поставлена задача в организации предметно-развивающей среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений обучающихся всех возрастов оформляются несколько уголков : книжный, логопедический, театрализованный и речевой. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок и его содержание для разновозрастных групп.
Публикация «Содержание уголков развития речи в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Слайд 3
Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для занятий и игр индивидуально или подгруппами по 2-3 человека.
Цель речевого уголка : оптимальная организация предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речевых способностей обучающихся.
Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Слайд 4
В качестве основных составляющих речевой среды является речь педагога, методы и приемы,направленные на развитие речи детей и оборудование для каждой возрастной группы.
Слайд 5
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.
Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность.
(Правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность)
Слайд 6
Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО
Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.
Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям
Слайд7
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ УГОЛКОВ
Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
наполняемость;
--разнообразие материала;
-соответствие возрасту;
-доступность;
-системность;
-эстетичность оформления;
-периодичность обновления
СЛАЙД 8 Название уголка.
Название должно быть кратким и понятным. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников.
Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».
Названия с именем хозяина уголка : «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».
Смешные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка/Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».
СЛАЙД №9 ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО УГОЛКА
Таблица задач
Возраст Задачи
Первая младшая группа 2-3 года • Развитие речевого слуха.
• Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
• Обогащение активного словаря. • Формирование культуры речевого общения в
детском коллективе.
•
Воспитание эмпатии: чувства сопереживания,
желания поддержать.
• Укрепление дружеский отношений внутри группы.
•
Создание положительной мотивации к коллективной работе.
Вторая младшая группа 3-4 года • Развитие речевого дыхания.
• Совершенствование звуковосприятия.
• Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.
Средняя группа
4-5 лет • Развитие артикуляционной моторики.
• Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
• Развитие диалогической речи.
Старшая группа
5-6 лет • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
• Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
• Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Подготовительная группа
6-7 лет • Развитие монологической речи.
• Развитие фонематического слуха.
• Подготовка к обучению грамоте.
СЛАЙД №10 Паспорт речевого уголка
Паспорт уголка в детском саду — это информационный документ, в котором описывает состояние центра активности, его оборудование и предметное содержание. Паспорт составляется воспитателем и заверяется администрацией ДОУ, хранится в папке документов педагога или в специальной ячейке уголка. С информацией о содержании уголка могут ознакомиться коллеги, молодые специалисты, родители воспитанников. Паспорт необходим для выдвижения уголка на конкурс педагогических проектов по организации предметно-развивающей среды для детей.
Примерный шаблон паспорта речевого уголка :
• Название уголка, возрастная группа.
• Задачи уголка (кратко).
• Предметы мебели, количество.
• Электроприборы, если есть (аудиопроигрыватель, проектор).
• Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, мнемотаблицы).
• Список демонстрационных материалов (тематические картинки, карточки-схемы).
• Дидактические и настольные игры.
• Наборы для дыхательной гимнастики, игр-драматизаций.
• Картотека речевых упражнений и игр.
СЛАЙД №11
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧЕВОГО УГОЛКА СВОИМИ РУКАМИ
Примерное оборудование речевого уголка : стеллажи с полками, расположенные на разном уровне, рабочий стол, стул, зеркало, аудиомагнитофон, телевизор, магнитная доска, игровой и дидактический материал.
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми : пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки с семенами и камешками. Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветы, деревья, бабочки, птицы, зайцы и т. д.
Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда, велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.
СЛАЙД №12
Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».
В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:
• «Занимательная азбука» : к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.
• «Азбука-лото» : карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.
• «Калейдоскоп букв» : дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.
• «Составь слово. Домино» : из карточек складывается изображение и его название.
• «Кто где живёт» : карточки со словами, животными и местами их обитания.
Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.
СЛАЙД №13
Таблица: состав материальной базы уголка речевого развития
Наглядные материалы, пособия • Младшие и средние дошкольники: плакаты, иллюстрации («Овощи и
• фрукты», «Посуда», «Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши»,
• «Спецтехника», «Буквы» и др., карточки с изображением эмоций,
• персонажей сказок и т. д.
• Старшие дошкольники: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике, плакаты по составу слова («Гласные и согласные
• звуки», «Деление на слоги»).
Материалы для сенсорного развития • Младшие дошкольники: игрушки с различными наполнителями,
• книжки-шуршалки/пищалки, безопасные бизиборды и коврики, сортеры.
• Средние дошкольники: фигурная мозаика (деревянная, паззлы из
• крупных элементов.
• Старшие дошкольники: магнитная мозаика, доски со шнуровкой,
• конструктор.
Предметы для развития дыхания • Младшие дошкольники: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.
• Средние дошкольники: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики.
• Старшие дошкольники: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Дидактические материалы • Младшие дошкольники: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с изображением животных, фруктов, овощей.
• Средние дошкольники: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с буквами и слогами, магнитные картинки и
• азбука, карточки для дидактических игр («Сложи картинку»,
• «Составь сюжет
• сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).
• Старшие дошкольники: сборники скороговорок и загадок, настольно-
• печатные игры (буквенное домино, лото со словами и картинками).
Материалы для игр-драматизаций • Младшие дошкольники: маски животных, куклы на пальчики, наборы
• игрушек по мотивам сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.
• Средние дошкольники: куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо.
• Старшие дошкольники: марионетки, головные уборы персонажей
• (Красная шапочка, колпак Буратино, корона принцессы, шляпа
• волшебника).
СЛАЙД №14
РАБОТА В УГОЛКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников — игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).
Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.
СЛАЙД №15
Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах
МЛАДШАЯ ГРУППА
• Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);
• Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
• Картинки с простыми сюжетами и действиями
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
• Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
• Игровизоры, игрушки – телефоны.
• Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
• Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
• Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
• Трафареты, шаблоны.
• Игры для развития ручной умелости.
• Картотека речевых игр.
СЛАЙД №16-17 ЧИТАЮ С ПРЕЗЕНТАЦИИ
СЛАЙД 18-19 2 младшая группа
1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).
СЛАЙД №20-21
ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ УГОЛКОВ И ПОСОБИЯ ДЛЯ УГОЛКОВ
СЛАЙД №22 фрагменты уголков-23
23-средняя группа
СРЕДНЯЯ ГРУППА
• Уголок книг : 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
• Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).
• Открытки для рассматривания.
• Портреты писателей в соответствии с программой
• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
• Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
• Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
• Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
• Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
• Игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Открытки о родном городе, крае.
• Предметы быта и старины.
СЛАЙД №24 ПРИМЕРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
СЛАЙД №25-26 ПОПОЛНЯЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (Фрагменты уголков)
СЛАЙД №27. Способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок
СЛАЙД №28-29-30
СТАРШАЯ ГРУППА
• Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
• Портреты писателей в соответствии с программой
• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
• Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
• Портреты художников – иллюстраторов.
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
• Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
• Азбука букв различной фактуры.
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
• Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
• Игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
• Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
• Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).
• Карта России, где отмечены флажками города.
СЛАЙД № №31-32
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
• Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
• Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
• Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
• Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
• Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
• Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
• Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
• СЛАЙД №33-41 Развивающая среда логопедического кабинета