Долгих Оксана Анатольевна
Содержание развивающей предметно — пространственной среды в дошкольных группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание развивающей предметно – пространственной среды в дошкольных группах детского сада.
Вопрос конструирования развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Согласно требованиям ФГОС ДО в дошкольных организациях необходимо со-здание особой развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ребёнка, которая строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, зоны ближайшего развития и предоставления детям возможности выбо-ра деятельности.
Публикация «Содержание развивающей предметно — пространственной среды в дошкольных группах детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Предметно-развивающая среда должна :
-обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка, двигательную актив-ность;
-побуждать детей к деятельности, предоставлять возможности для исследования, экс-периментирования;
-должна обеспечивать сенсорные впечатления (предметы обстановки группы необхо-димо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, ма-териалов, гармонию окружающего мира, естественный природный бросовый матери-ал, разнообразные бытовые предметы);
-среда должна способствовать развитию самостоятельности и творчества;
- обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учитывать нацио-нально – культурные, климатических и другие условия.
-обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
- обеспечивать и гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям;
- среда должна быть полифункциональной, насыщеннной, трансформируемой, вариа-тивной, доступной и безопасной.
Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развиваю-щейся.
Наполняемость предметно-пространственной развивающей среды должна отве-чать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, важно подготовить необходимое оборудова-ние, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной об-ласти могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей.
При наполнении РППС обязательно учитывать психологическую безопасность игрового материала: чему может научить игрушка? Какую развивающую функцию несет? Не провоцирует ли ребенка на агрессивные действия.
Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени. Традиционные материалы и материалы нового поко-ления должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности.
Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем тради-ционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику (то есть обеспечивать среду материалами, как общими, для мальчиков и девочек, так и специфичными).
Среда групп должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все необходимые материалы и посо-бия должны быть в свободном доступе. Необходим и уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть. Мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место с точки зрения его эмоционального состояния.
Подбор материалов и оборудования должен осуществляться исходя из видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению разви-вающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная, а также исходя из того, основной формой работы с дошкольниками является игра (сю-жетная и игра с правилами)
Материал для игровой деятельности должен включать предметы оперирования (игрушки, имитирующие реальные предметы, игрушки – персонажи и маркеры (зна-ки) игрового пространства, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, материалы для игр на умственное и физическое развитие.
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть пред-ставлены двумя видами : материалами для изобразительной деятельности и конструи-рования (это расходный материал, бумага разных цветов и фактуры, строительный материал разные виды конструкторов, а также включать оборудование общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграфы, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.).
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов:
-объекты для исследования в реальном действии (то есть различные искусствен-но созданные материалы для сенсорного развития : вкладыши – формы, объекты для сериации и др., а также природные объекты, в процессе действий с которыми дети мо-гут познакомиться с их свойствами и научиться различным способом упорядочивания их: коллекции минералов, плодов и семян растений и др.)
-образно-символический материал и нормативно-знаковый материал (специальные наглядные пособия репрезентующие детям мир вещей и событий, наборы букв и цифр, алфавитные таблицы, демонстрационные плакаты для счета и др.)
-оборудование, позволяющее создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности ( н-р: телескоп, бинокль, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т. д.).
Для двигательной активности должны быть материалы и оборудование для ходьбы, равновесия, прыжков, катания, общеразвивающих упражнений.
Более подробный перечень наглядного материала, который должен быть в группе представлен в памятках, которые мы вам раздадим.
На основе анализа исследований можно выделить ряд проблем в организации предметно-пространственной развивающей среды :
-Сохранение и иногда доминирование традиционного или формального подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игро-вых и учебных материалов (когда среда строится под девизом: Раз куплено –надо красиво все расставить и оформить). Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разно-образной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагоги-ческого процесса.
- Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, статичность пространства, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию призна-ков утомляемости.
-Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
-Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
-Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых иг-рушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол, тех-нических средств обучения, компьютерных программ создают принципиально иную среду.
Такая интерактивная среда часто намного привлекательнее для современных до-школьников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современ-ным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Поэтому так важна роль среды, как внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Развивающая предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе должна иметь отличительные признаки:
- Для детей младшего дошкольного возраста, образовательное пространство долж-но предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предмет-ной и игровой деятельности с разными материалами. Малыши плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство нужно ещё до их прихода в детский сад. Для стимулиро-вания двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать. Маленькие дети предпочитают крупное обору-дование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкла-дывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий. Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, са-мостоятельности. Для развития мелкой моторики рук нужно помимо, имеющихся ди-дактических пособий, включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Малыши проявляют активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки. Для рисования ладошками целесообразно ис-пользовать гуашь с добавлением жидкого мыла. В исследовательском «рвении» ребё-нок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, но разместить их подальше от книжного уголка. Пра-вило –не рвать книги и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему. Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изме-нения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно. Маленький ребенок по-знает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и инте-ресы других людей, надо на уровне глаз детей прикреплять фотографии, картинки с изображением людей разного возраста (дети, взрослые, пола (мужчины, женщины, с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеются, плачут, с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Можно вывешивать фотографии семьи ребенка и его самого.
Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (ёмко-сти для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мель-ницы и др., шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой уголок ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых па-пиных рубашек.
- Средний дошкольный возраст — это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети 5-го года жизни любят многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты, поэтому отличительные признаки РППС средней группы –это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с ролевыми и орудийными атрибутами. К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комна-те, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр. Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на но-вые игровые замыслы. В игровых наборах для средней группы должны быть куклы разного пола и «профессий» и мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, мед-веди и др., лучше не очень крупных размеров — чуть больше ладони взрослого; наборы мебели (крупной и для игр на столе, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коро-бок разного размера и формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр. ; все это найдет применение в игре, будет
способствовать развитию игровых замыслов и творчества.
Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. Можно использовать легкие раскладные ширмы (1-2 на группу, цвет-ные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив игро-вые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.
В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы по-знания. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции, на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», паззл из 12 - 24 частей, на сериацию по разным свойствам, игры на счет.
В этом возрасте у детей проявляется чувствительность к внешней оценке. Этому может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально выде-ленном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий по темам: «Ка-кой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые». Также в группе должно быть место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу.
Педагог регулярно должен рассказывает детям, что нового есть в группе и чем они могут заняться, своего рода реклама среды.
При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «само-сти» дошкольников : самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Важ-но поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет ак-тивно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созда-нию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изме-нению среды, вовлекать в процесс преобразований. Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут нахо-диться несколько детей).
Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. Важно помнить среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, по-двигает к действию, к исследованию.
Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер обо-рудования и игрушек лучше небольшой — для игр на столе. Большая часть оборудо-вания хранится в коробках, на которых есть условные обозначения– дети могут по ним самостоятельно выбрать игры. Должна быть коробка с бросовым материалом (бумага, ткани, мех, кожа, картона и др. для изготовления недостающих атрибутов для игр).
Для режиссёрской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки, набор игрушечных персонажей и т. д.
В группе специальное место должно быть отведено для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры, направлен-ные на развитие логического действия, сравнения, логических операций, классифика-ции, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так быва-ет?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Ло-гический домик», «Найди отличия» и др. Замечено, что старшие дошкольники, уме-ющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Должно быть разнообразие игр с правилами это: и лото, и домино, и марш-рутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интерес-ными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
В книжном уголке, наряду с художественной литературой, должна быть пред-ставлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопе-дии для дошкольников. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в можно разместить 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательно-сти, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам.
Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого необходимы краски для грима, детали одежды для взрослых.
В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (кольцебросы, кегли, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания и др.).
Каковы показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды?
Это -включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ре-бенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается раз-нообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их раз-мещения.
Это низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум», при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слы-шен. Это низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
Это выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисун-ков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
И конечно, положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, от-крытость, желание посещать детский сад.