Светлана Воробьева
Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп.
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание коррекционной работы в ДОУ
не имеющим на своей базе логопедических групп.
Автор: Учитель – логопед
ГБОУ «Гимназия» №1542
Д/О №3 Воробьева С. Ю.
Москва
2016год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Содержание коррекционной работы в ДОУ не имеющем на своей базе логопедических групп,» размещена в разделах
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными нарушениями речи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи в том числе и тяжелых посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования являются:
* Закон Российской Федерации «Об образовании»;
*Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;
* СанПиН;
*О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Содержание коррекционной работы
Слайд №1
В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной логопедической работы. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. Слайд №2
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности ДОУ являются:
1. создание команды единомышленников, куда вошли: Слайд №3
• учитель-логопед,
• воспитатели,
• музыкальный руководитель,
• инструктор по физической культуре,
• Педагог - психолог Слайд №4
2. организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. привлечение родителей к коррекционной работе.
ЦЕЛЬ:
повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта ДОУ
ЗАДАЧИ:
1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.
2. Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;
3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;
4. Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;
5. Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.
Слайд № 5. В нашем дошкольном учреждении функционирует логопункт, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими проблемами. Кабинет полностью оборудован для коррекционной работы.
На логопедическом пункте осуществляется профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся по расписанию, входят в учебный план. Занятия направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи.
Слайд №6. Работаем по утверждённой программе «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи», авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина компенсирующей направленности осуществляется мной с использованием дидактического материала таких авторов как: Богомолова, Коноваленко, Смирнова и др.
- «Уроки логопедии» В. И. Бутейко, З. А. Репиной
- «Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи» И. Лопухиной
- «Дошкольная логопедическая служба» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
- «Логопедическая энциклопедия» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина
- «Технология организации логопедического обследования» О. Е. Грибова
- «Логопедия в детском саду» Л. М. Смирнова
Слайд №7
Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами:
• у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи;
• у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов;
• у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала;
• соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.
Занятия проводятся в дневное время, а один раз в неделю в вечернее, чтобы родители могли на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.
Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Слайд №8. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 2-4 ребёнка.
Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 20-25 минут.
Слайд №9
Ещё одна применяемая форма - групповые занятия. Такие занятия не входят в коррекционную программу. Но по наблюдениям за речевым развитием детей, мы пришли к выводу, что такие занятия очень полезны в формировании правильного звукопроизношения. На таких занятиях дети выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, развития речевого дыхания, анализа звукопроизношения. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.
Продолжительность логопедической работы (от нескольких месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье.
Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи.
Задачи коррекционного обучения :
- воспитание активного произвольного понимания речи;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи
- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.
Работа учителя-логопеда.
Основные задачи:
- социальная адаптация детей в коллективе;
- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития, формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;
- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.
Слайд №10. В коррекционную работу включено :
• фонетическая ритмика
• артикуляционные упражнения
• массаж органов артикуляционного аппарата
• пальчиковая гимнастика
• массаж речевых зон
• Звуковая культура речи
• Развитие и обогащение словаря
• Коррекция речи
• Развитие связной речи
• Формирование грамматического строя речи
Звуковая культура речи:
- Развитие фонематического слуха
- Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры
- Обучение звукобуквенному анализу слов
- Воспитание чёткого произношения
- Развитие голоса и речевого дыхания
Развитие и обогащение словаря:
- Развитие навыка подбора синонимов и антонимов
- Развитие словаря признаков
- Развитие глагольного словаря
- Обобщение группы слов
- Уточнение названий понятий, предметов и их частей
- Уточнение лексического значения слов
Коррекция речи :
- Развитие общей координации и мелкой моторики руки
- Развитие сенсорики
- Коррекция эмоционально-волевой сферы
- Развитие высших психических функций
- Коррекция звукопроизношения
Развитие связной речи:
- Развитие невербальных средств общения
- Развитие речевого общения
- Обучение передавать свои мысли и чувства
- Обучение пересказу
- Обучение рассказыванию по серии картин
- Обучение составлению рассказа по картине
Формирование грамматического строя речи:
- Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа
- Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Для достижения всех перечисленных задач первым этапом является:
Коррекция звукопроизношения.
Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Слайд №11. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1. подготовительный этап
2. этап постановки звука
3. этап автоматизации
4. этап дифференциации звуков
5. этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Задачи:
1. формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики. Подобран комплекс, как общих упражнений, так и на каждую группу звуков. Слайд №12
2. формирование воздушной струи. Для развития речевого дыхания используются игровые упражнения с использованием пособий. Слайд №13
3. Развитие мелкой моторики. Слайд №14. Сюда входит пальчиковый массаж суджоками и массажёрами. Так же это развитие мелкой моторики при помощи пособий сделанных самостоятельно Слайд №15 (пальчиковый театр, различные игры с крупами и прищепками).
3. развитие слухового внимания. Слайд №16.
4. развитие звукового анализа. Слайд №17, 18 (понятие звук – буква, гласный, согласный, мягкий, твёрдый, место звука в слове и т. д.)
5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.
6. автоматизация и введение в речь данного звука Слайд №19
Для этого так же используются наглядные пособия, дидактический материал, тексты, картинки для описательного рассказа и т. д.
7. Работа над грамматическим строем речи (Употребление множественного числа существительных, изменение по родам, падежные окончания, словоизменение и словообразование). Слайд №20
На занятиях широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.
Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных особенностей детей.
Проводятся итоговые досуговые занятия, на которых наглядно видно усвоение детьми пройденного материала. Все занятия проходят в игровой форме. Дети получают массу положительных эмоций, усваивают материал и творчески подходят к заданиям. Слайд №21
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.
К коррекционной работе привлекаются родители, они совместно с детьми принимают участие в занятиях и логопедических досугах. Слайд №22
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от совместной деятельности педагог – ребёнок – родители. Только в этой триаде можно добиться высоких результатов.
Слайд №23. Спасибо за внимание.