виктория живодёрова
Содержание художественного конструирования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание художественного конструирования дошкольников
Среди факторов, влияющих на результативность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности педагога: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает идеологическую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.
Публикация «Содержание художественного конструирования дошкольников» размещена в разделах
Современное объединение дошкольного образования, разнообразие видов ДОУ предполагает существенную вариативность в применении программ и педагогических технологий при соблюдении единства целей и задач дошкольного образования. Наряду с этим специалисты детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения, не нарушающие общей направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализации, социально-экономические, экологические, климатические условия, культурные, национальные и другие особенности своих регионов (область, край, республика). Педагоги могут также использовать лучший мировой педагогический опыт. Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ДОУ, а так же оказывать содействие развитию инициативы и творчества педагогов.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» все российские образовательные программы, в том числе основные и дополнительные, направлены на решение задач создания общей культуры ребенка, его приспособлению к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора педагогом и освоения профессиональных образовательных программ. Кроме того, основные и дополнительные программы дошкольного образования имеют ряд и других общих оснований: они ориентированы на общечеловеческие ценности в воспитании детей и одновременно учитывают лучшие традиции отечественного дошкольного образования, создают условия для формирования основ высоконравственной, духовно богатой и эстетически развитой личности.
В целом, художественно-эстетическое воспитание является приоритетной сферой российского дошкольного образования. Эстетические разделы включены во все комплексные образовательные программы для детей дошкольного возраста. Отличительная черта эстетического воспитания ее комплексность. Возможности ее достижения обоснованы в работах известных педагогов - Н. А. Ветлугиной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др. [13]
Это отражено и в дошкольных программах художественно-эстетического цикла.
«Развитие». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.)
Является одной из первых вариативных программ дошкольного образования. Основной принцип - развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей в дошкольном детстве. Характерное отличие от других программ - в усилении внимания к средствам обучения, воспитанию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.
Основная цель - умственное и художественное развитие детей. Определена для работы с детьми в возрасте от трех до семи лет. Помимо традиционных разделов содержит нетрадиционные :
«Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра», выбор которых осуществляется учреждениями самостоятельно. Плюсы программы: четкая структура, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия определённым развернутым планом работы, средствами обучения.
Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, педагог читает детям стихи, сказки, беседует о прочитанном. Значительное внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Ориентировке в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.
В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды – грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только обучающий характер (научить чтению и счету, но общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т. д. особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.
«Успех». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, А. Г. Гогоберидзе и др. науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов)
Программа дошкольного образования нового поколения, учитывающая фундаментальные положения науки о детстве как междисциплинарной области исследований. «Успех» рассматривает ребенка как субъект образовательного процесса, имеющий активную позицию в определении содержания дошкольного образования, требующий учета его познавательных интересов и потребностей. Программа поддерживает систему ценностей, зафиксированных в Конституции Российской Федерации и Конвенции ООН о правах ребенка и устанавливающих, что каждый ребенок имеет право на образование, развитие личности и раскрытие индивидуальных способностей и дарований. Именно поэтому в технологиях реализации программы «Успех» педагогам предлагаются формы и методы работы с «нестандартными» детьми, требующими особого подхода: медлительными или с повышенной активностью, имеющими признаки социально неуверенного поведения, часто болеющими, одаренными детьми.
Художественно-эстетическое развитие осуществляется средствами музыкального искусства и художественного творчества. Музыка как часть культуры, искусство, отображающее окружающую реальность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Содержание Художественного творчества включает в себя изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование — традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединённые общим понятием «продуктивная деятельность детей»).
Специфика осуществления содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:
понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела.
Программа выстроена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. [Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Науч. ред. А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина. – М. :Просвещение,2011.]
Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности. (Н. М. Крылова, В. Т. Иванова)
Основная цель данной педагогической системы - поддержка всестороннему воспитанию и развитию индивидуальности каждого участника педагогического процесса через организацию всей жизни и деятельности ребенка и его наставников (педагогов и родителей); построение единого педагогического процесса в дошкольном учреждении; преодоление межпредметной и междеятелъностной раздробленности различных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми на основе обобщения, систематизации и интеграции различных научных знаний и педагогического опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования.
Педагогический процесс представлен развернутыми повседневными планами-сценариями работы на каждый день для каждой возрастной группы, подгруппы и каждого ребенка на весь учебный год с режимом 10 - 12-часового пребывания детей в детском саду. Основывается на основе взаимосвязи и взаимообогащения различных видов детской деятельности: художественно-творческой, речевой, игры, детского экспериментирования, конструирования и др.
Художественно-эстетическое развитие — основополагающее направление Программы. Ведущие позиции программы художественно-эстетического развития.
Первая позиция—художественное восприятие не дано от рождения. Оно проходит в своем развитии несколько уровней, начиная от элементарного освоения сюжетной, видимой стороны произведения до способности проникновения в скрытый замысел и художественно-выразительные особенности образов (И. С. Левшина, Ю. Н. Петрова).
Вторая позиция — Программа ориентирует педагога на обогащение ребенка художественными впечатлениями и некоторыми сведениями, обучение его разным видам художественно- эстетической деятельности с целью наиболее полного развития художественно-творческих способностей индивидуальности. Именно обучение дает ребенку возможности для творческих проявлений и эстетической деятельности (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, И. А. Лыкова и др).
Третья позиция — Программа направляет внимание педагога на развитие эстетической культуры выполнения дошкольником разных форм жизнедеятельности, осуществляемых им каждый день но (в процессах одевания, питания, общения и т. д.). Она ориентирует на открытие ребенку с эстетической стороны всей предметно-развивающей среды. Программа определяет как средство художественно-эстетического воспитания и взаимосвязанного с ним патриотического воспитания ребенка дошкольного возраста не только интерьер группы и детского сада, но и музеи, театры, библиотеки и другие объекты ознакомления с отечественной и мировой культурой. Из этого исходят высокие требования к художественно-эстетической культуре воспитателя и сотрудничающих с ним специалистов музыкального и физкультурного воспитания, изобразительной деятельности и др. Большое значение придается семье, призванной содействовать накоплению ребенком художественно-эстетического опыта в разных социальных формах (в театрах, музеях, школах дополнительного образования — танцевальных, изобразительных и др.). [ Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н. М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 264 с. ]
Таким образом, все программы построены на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлены на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программах отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.