Учитель-логопед
СОД для детей с нарушениями зрения в старшей группе «Радуга у нас в гостях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
подгрупповой совместной образовательной деятельности коррекционной направленности для детей с глубокими нарушениями зрения старшего возраста (5 – 6 лет)
Тема: Цвета спектра
Название: Радуга у нас в гостях
Подготовила и провела:
учитель-дефектолог: Хасанова А. М.
2018 г.
г. Выборг
Публикация «СОД для детей с нарушениями зрения в старшей группе „Радуга у нас в гостях“» размещена в разделах
Тема: Цвета спектра Название: Радуга – дуга
Цель: закрепить знание цветов спектра и их последовательность, дать представление, что цвета света – это цвета радуги.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Уточнить знания детей о явлении природы : радуге.
• Закрепить знания о цветах радуги и их последовательности.
• Дать представление, что цвета света – это цвета радуги
Коррекционно-развивающие:
• Развивать воображение, память, наблюдательность, внимание
• Закреплять пространственные представления: понятие выше, ниже, между
• Развивать пространственную ориентировку в большом пространстве
• Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук
• Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать любознательность
• Воспитывать отзывчивость к красоте окружающего мира
Предварительная работа:
1. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображение радуги
2. Чтение стихотворения С. Маршака «Радуга»
3. Проведение опыта «Цветной свет» предварительно без детей для определения лучшего места для его проведения
4. Подготовка материалов для проведения опыта
Оборудование:
1. Набор для экспериментирования. Мои первые опыты: свет и звук. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных организаций. – М. : ИНТ. Набор для экспериментирования: большой экран, мерный стакан (кувшин, зеркало. Стакан, ванночка.
2. Раздаточный материал: полоски семи цветов спектра, раскраски с изображение радуги, цветные мелки
3. Аудиозапись: «Гроза», «Летний дождь», «Пение птиц»
4. Картина «радуга»
5. Фланелеграф, картинки с предметными изображениями цветов спектра для фланелеграфа, экран
6. Волшебный сундучок с предметами цветов спектра, островки (из картона) цветов спектра
Дополнительные условия: СОД проводиться во второй половине дня при солнечной погоде.
Ход совместной образовательной деятельности
I часть. Создание мотивации к деятельности
Звучит аудиозапись «Гроза»
- Ребята, вы слышите? Неужели на улице гроза? (Приблизительные ответы детей : в марте не бывает грома)
- А хотели бы вы, чтобы поскорее наступило лето, и можно было прогуляться под теплым дождем? (Ответы детей)
(Звучит спокойная музыка «Летний дождь», «Пение птиц»)
- Представьте, как здорово выйти на улицу летом после дождя. Тепло-тепло. Вы идете с мамой и папой гулять и вдруг видите в небе… снежинки ( Дети: нет) Может быть, вы увидите в небе листопад? ( Дети: нет! Можно продолжить фантазировать вместе с детьми.) А что же можно увидеть в небе летом после дождя? (Ответы детей : радугу) А бывает ли радуга зимой? Почему?
- Ребята, а хотите, я помогу вам сделать настоящую маленькую радугу у нас в группе?
II часть. Совместная деятельность
Задание «Разложи цвета радуги по порядку»
- Но прежде чем мы сделаем настоящую радугу, я хочу проверить, помните ли вы из каких цветов состоит радуга? (Дети называют по памяти семь цветов спектра)
- Молодцы! А сейчас разложите полоски с цветами радуги по порядку (Подводит детей к столам. Дети выкладывают цвета радуги по порядку по памяти)
- А теперь проверьте, правильно ли выложили цвета (выставляет картину «Радуга». Дети рассматривают картину. Проверяют).
- Дима, подскажи, какой цвет находится между красным и желтым?
- Настя, какой цвет в радуге выше : голубой или желтый?
- Костя, какой цвет находиться ниже: фиолетовый или голубой?
Экспериментирование «Цветной свет»
- Чтобы получилась радуга нужно два обязательных компонента. Может кто-нибудь знает эти компоненты? (Ответы детей) Радуга не получиться без солнечного света и воды. Но и этого не достаточно. Нужно чтобы лучи света попали на капельки дождя и преломились. А что значит преломились? (Ответы детей) Это значит - разделились на разные цвета. Солнышко у нас есть, а воду можно взять из кувшина. И теперь мы попробуем преломить лучики, т. е. разделить их на цвета. (Учитель подводит детей к столику у окна, где находиться ванночка, кувшин с водой, стаканчик, экран, зеркало. Дети садятся на ковер перед столиком)
- Ариша, наполни ванночку до половины водой. (Девочка выполняет действие. Учитель ставит стаканчик на дно для опоры) Теперь мы с Аришой опускаем зеркало в ванночку так, чтобы солнечные лучи попадали на зеркало. А теперь я буду ловит отражение солнечных лучей с помощью этого экрана. Что вы видите на экране? (На экране получается радуга)
- Теперь пусть радугу попробует поймать Степа. (Степа пробует поймать радугу. Учитель поясняет, что радуга – цвета света отражаются от зеркала, поэтому их надо ловить с противоположенной стороны от зеркала, но не заграждая лучи света) Потом каждый из вас сможете попробовать поймать свою радугу. А теперь давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка «Радуга»
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел.
Трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком.
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке,
По цветной дуге
На одной ноге.
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! Хлопки
Закрыть глаза
Сжимать, разжимать пальцы рук Нарисовать в воздухе дугу
Зовущие движения
Бег на месте
Прыжки
Хлопки
Прыжки на одной ноге
Присесть
Задание «Что изменилось?»
- Мы отдохнули, а теперь давайте немножко поиграем. (Дети стоят на ковре перед фланелеграфом. На фланелеграфе картинки с предметными изображениями цветов спектра по порядку) Внимательно посмотрите на картинки, обратите внимание на цвета предметов. (Учитель закрывает экраном фланелеграф и добавляет, убирает или меняет местами предметные изображения) Что изменилось? (Ответы детей)
Подвижная игра «Найди свой цвет»
- Я выкладываю на ковер островки цвета, а в волшебном сундучке у меня предметы этих же цветов. Вы достаете предмет и ищете островок такого цвета. Например, я достаю…тигра. Какого он цвета? (Оранжевый). Значит, я ищу оранжевый островок и встаю на него (показывает). Доставайте предметы, и пока играет музыка – мы танцуем, веселимся на ковре. Музыка остановилась - ищем свой островок. (Дети играют). Теперь предметы снова все перемешиваются в сундучке и игра продолжается.
III часть. Подведение итога (рефлексия)
Задание «Обведи по точкам и раскрась»
- А теперь пришла пора нарисовать нашу красивую радугу.
- Костя, подскажи, сколько нам понадобиться цветов, чтобы раскрасить радугу?
- Подскажите, мне ребята, какие нам нужны цвета?
- Сонечка, а может ты мне поможешь и скажешь, что нужно для того, чтобы появилась настоящая радуга?
- Спасибо, ребята. Я раздаю вам раскраски. Нужно аккуратно обвести дуги радуги и раскрасить их в правильной последовательности. (Учитель раздает детям раскраски с изображением радуги пунктирными линиями, мелки на каждого ребенка цветов спектра. Ошибки детей учитель исправляет индивидуально. Обращает внимание детей на изображение радуги)
IV часть. Выход в самостоятельную деятельность детей
- Кто закончил раскрашивать радугу может, дорисовать свой рисунок. Вы можете взять мелки у меня на столе и нарисовать полянку, солнышко, цветы… (Самостоятельная деятельность детей)
- Готовые работы вы можете отнести на выставку и вечером рассказать родителям, что мы сегодня делали. (Дети выкладывают свои работы на выставочный стол, рассматривают)
- А кто хочет, может пойти ловить радугу, пока солнышко не спряталось.