helena grishenko
Социоигровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Социоигровые технологии
«Забава, потеха связывается с чем-то очень легким, доступным. А дело – с трудным, напряженным. В игре же сочетается и то и другое, иначе она перестает быть игрой»
Ершова А. П.
• Дошкольное детство
В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.
Публикация «Социоигровые технологии» размещена в разделах
Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.
• Социоигровая технология
Это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Социоигровая педагогика, или соци-игровой стиль обучения или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами) В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.
• Актуальность
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
• Цель социо-игровой технологии
Социо - игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и синтересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора. Дела. умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно; а т. к. работа идет в малых группах, дети учатся общаться между собой.
Задачи социо-игровой технологии
• Помочь детям научиться эффективно общаться;
• Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
Основные условия
• Движение – под любым предлогом. Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребенка, как человека говорящего (другим людям, слушающего (других людей, действующего (вместе с другими). – Работа малыми группами 3-6 человек.
• Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.
• Открыть широкий путь игре.
• Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений.
3 составляющие социоигрового стиля :
• Смена мизансцены,
• Объединение в подгруппы, пары и работа в них,
• Движение (слушают, говорят, делают) .
Принципы руководства в работе с детьми по социоигравой технологии
– Воспитатель – равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
– Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятия страха ошибки у детей.
– Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, то есть остановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
– Ориентация на индивидуальные открытия Дети становятся соучастниками игры.
– Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто,а что трудно- то интересно.
– Движение и активность.
– Жизнь детей в малых группах, в основном шестерках, бывает в четверках и тройках.
– Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток
Формирование малых групп может идти по разным направлениям:
• спонтанные детские объединения (когда дети играют в каких либо группах и в них же переходят к занятию);
• по половому признаку;
• по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);
• по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (когда дети выбирают сами или воспитатель задаёт определённый признак);
• по наглядному материалу (мелким раздаточным предметам или разрезным изображениям);
• путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок по общему делу (когда каждый ребёнок делает своё дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы);
• по общему развитию (он самый продуктивный);
• по темпу выполнения (быстрым детям даём задания труднее и тем самым выводим их на более высокий уровень развития);
Этапы работы в малых группах:
1. Объединение в микрогруппы;
2. Придумывание названия своей компании;
3. Выбор посыльного (посыльный получает задание от воспитателя и доносит его своей компании);
4. Самостоятельная работа. ;
5. Представление и обсуждение результатов детской деятельности.
Можно поделиться:
• Группа ровесников (сентябрьские, июньские и т. д.)
• По цвету волос, глаз, одежды;
• Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
• Кто на каком этаже живет;
• По считалочке, вариант разрезной картинки;
• Четный - нечетный, однозначный, двухзначный номер квартиры и мн. другое;
(в младшем возрасте объединение в пары, тройки; в старшем возрасте по 5-6 детей).
Правила
1. Один за всех и все за одного;
2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
4. Когда работаешь, не мешай другим.
5. Справился сам, помоги другу.
6. Главное- не бояться доказывать свою правоту.
7. Умей принять помощь.
Авторы социоигровой технологии
Е. Е. Шулешко, В. М. Букатов, А. П. Ершова.
Перечень игр применимых в социоигровой технологии
1. Игры-задания для рабочего настроя:
Например:
- можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение; «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».
- дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу. Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу
Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.
Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения,
когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до». Игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого…», «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница» : вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.
«Руки-ноги». Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) . Последовательность движений, хлопков, темп могут меняться. «Слова на одну букву (звук)» Игра начинается со слов «Я вижу…»
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Игра «Изображение предметов».
Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.
Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.
«Тело в деле»
Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какогонибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.
Примеры игр:
«Найти друга» - используется для деления на микрогруппы; нужно объединиться в группы по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по гороскопу и т. д.
«Японская печатная машинка» – садятся в круг и хлопком руки по колену «стучат» слова на заданную тему (каждый, например, «фрукты». Делают 3 кона. Кто ошибается – выбывает из круга.
«Испорченный телефон» - как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.
«Пишу по воздуху» - выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т. п.
«Выбор водящего» - варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
«Угадай-ка» - ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
Сюжетно - ролевая игра
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.
Выводы
Комплексная ориентация воспитателя на эти правила позволяет обеспечить детям ситуационную реализацию:
Их мотивационной свободы (добровольности);
Их информационной инициативности (коммуникативности);
Их деловой компетентности (самостоятельности,
что в свою очередь ведет к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности ребенка.