Татьяна Лыга
Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Социо-игровые задания и упражнения по формированию у детей эмоционального восприятия музыки.
1. «Волшебная палочка»
«Волшебная палочкаа» (колокольчик, нотка,барабанная палочка и т. д.) передаются детьми в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающие называют:
А) «Мое настроение»
Б) «Моя любимая песня»
В) «Где встречает нас музыка»
Г) «Где можно услышать музыку»
Темочки:
Д) «Какая музыка нравится»
Е) «Назови музыкальный инструмент»
Ж) «Назови композитора»
З) «Назови предметы связанные с музыкой»
И) «Назови характер музыки».
- Задание «Волшебная палочка» может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнений.
- Варианты задания :
* при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза; улыбнуться другу; не повторять друг друга.
* передающий выбирается (или назначается) один на всех и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в руки.
* разделиться на три команды или на тройки. Для того чтобы передать палочку, группа, посовещавшись должна найти такой предмет в зале, который непосредственно связан с музыкой- «Найди предмет».
2. «Слушать за окном, за дверью»
По заданию музыкального руководителя дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах улицы или окружающих их музыкальных звуках. Воспитатель при этом может создать некоторые из звуков (шумовые или музыкальные)
А) лопнул шарик
Б) удар книги об пол
В) звуки на металлофоне
Г) голоса птиц (фонограмма)
Д) шум морского прибоя и т. д.
В каждом случае всё услышанное детьми по очереди перечисляется и объясняется. По этим рассказам для самих ребят выясняется, кто подробнее услышал шумы и события и кто смог услышанное связать с картиной происшедших, но нами не видимых событий, где бы могли услышать эти звуки, шумовые и музыкальные.
3. «Встать по нотам»
На полу раскладывается условный нотный стан (5 узких лент одного цвета, длиной 2 м.)
Дети – это ноты. Группа делится на команды. Играют команды по очереди. Исходное положение: все сидят, музыкальный руководитель отвернувшись, поднимает над головой ноты. Дети должны найти место на нотном стане, где живет нотка.
Вариант:
Дети в каждой команде договариваются, кто будет какой нотой по имени, вспоминают их адреса. По показу нотки тот или иной ребенок, быстро ориентируясь, находит место на нотном стане.
4. «Жмурки с пением»
В народе известны разные варианты жмурок. Все они способствуют сближению участвующих друг с другом. Веселее всего проходят жмурки с элементами комической инсценировки.
Выбирают двух водящих (мальчика и девочку). Девочку назначают «Машей», которая должна петь высоким голосом, а мальчик «Яша» должен петь низким голосом.
Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте.
Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг, для чего им лучше взяться за руки. «Яша», вытянув вперед руки, начинает искать и звать «Машу», пропевая низким голосом: «Маша, ты где?». «Я тут, Яша» - отвечает пением высоким голосом «Маша» и отбегает в сторону, чтобы не быть пойманной «Яшей».
Правила:
1. Окружающие не должны подсказывать водящим, где кто находится.
2. Чтобы поймать «Машу», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая.
3. Если «Яша» долго не может поймать «Машу», надо сменить их.
5. Озвучивание иллюстрации, картины.
Для озвучивания выбираются картинки, в которых весь текст можно выдумывать по-своему, произвольно. Задание озвучить даются нескольким командам, чтобы каждый из детей мог исполнить свою партитуру (шум леса, изображенного на картине; голос кошки, журчание ручейка, пение птиц; песня бабушки; вой ветра, стук колес.
Для того чтобы речь соответствовала картине, говорящим необходимо инсценировать то, что изображено на картине.
Упражнение захватывает речевую и мышечную деятельность, а также тренирует у детей пластичность, координацию движений.