Елена Даньшина
Социальный проект «У меня растут года, будет мне 17, где работать мне тогда, чем заниматься?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : социальный
По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности
По характеру участия ребенка: ребенок участник проекта от начала и до результата продукта
По характеру контактов: в контакте с семьей, социумом
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: долгосрочный
Сроки реализации проекта – в течение учебного года
Публикация «Социальный проект „У меня растут года, будет мне 17, где работать мне тогда, чем заниматься?“» размещена в разделах
Постановка проблемы:Мир профессий в обществе - сложная, динамическая, постоянно развивающая система. В дошкольные годы происходит замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям людей.
Актуальность
В детском саду тема ранней профориентации очень актуальна, ведь детский сад является важной ступенью подготовки будущих граждан России. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Цель проекта : формирование эмоционального отношения воспитанников к миру профессий.
Задачи проекта :
Для воспитателей:
• Формировать представление воспитанников о профессиях людей
• Развивать интерес воспитанников дошкольного возраста к трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями
• Создавать условия для реализации формирования системы знаний о профессиях и общественной значимости труда у дошкольников в различных видах деятельности.
Для родителей:
• Познакомить детей с профессиями в своей семье и результатом своей профессиональной деятельности.
• Принять активное участие в формировании предметно – развивающей среды.
Для детей:
• Расширять представление о мире профессий и о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.
Мотивация:Мотивацией для разработки данного проекта послужило то, что в наше время много различных профессий и при их выборе можно растеряться. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако, к этому его можно готовить уже с детского сада.
Ранняя профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
План реализации проекта
Подготовительный этап
Цель: повышение компетенции педагога по вопросам профориентации детей дошкольного возраста.
№ Способ реализации Цель
1. Подбор необходимой информации для реализации проекта Подготовить теоретический и практический материал по теме
2. Составление перспективного планирования по ознакомлению дошкольников с профессиями, трудом взрослых.
Подготовить теоретический и практический материал по теме
3. Диагностика представлений детей о труде взрослых
Определить уровень осведомленности детей, выбрать направления работы над проектом
Основной этап:
Перспективный план работы
по ознакомлению дошкольников подготовительной группы с трудом взрослых
Цель:повышении компетентности детей в вопросах представления о труде и профессиях взрослых.
Задачи:расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства;расширять и систематизировать представления о современных профессиях; расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
Сроки Формы организации
Специально организованная деятельность Совместная деятельность воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
Сентябрь
«Кто работает в детском саду» Экскурсия по детскому саду
Беседа «Кто работает в детском саду», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» С/р игра «Детский сад»
Создание альбома «Сотрудники детского сада»
Октябрь «Чемуи кто учит в школе?» экскурсия в школу Беседа «Кто работает в школе», В. В. Маяковский «Кем Быть?» С/р игра «Школа» Помощь в организации экскурсии
Ноябрь «Профессия – почтальон» Экскурсия на почту Просмотр презентации на тему «Как путешествует письмо». Чтение произведения С. Маршака «Почта», Б. Житков «Почта» С/р игра «Почта»
Д\лото «Орудия труда» Изготовление альбома: «Профессия моих родителей»
Декабрь Профессии моего города – БЛПК, БрАЗ» (Виртуальная экскурсия)
Чтение «Откуда пришла книга» А. Баркова, Р. Сурьянинова, Д\и «Что за чем?»,
«Профессии» Создание альбомов «Профессия моих родителей»
Январь «Профессия – библиотекарь» экскурсия в библиотеку им. И. И. Наймушина Беседа на тему «Кто работает в библиотеке» с/р игра «Библиотека»
Изготовление детских книжек.
Февраль «Защитники Родины» клуб интересных встреч Беседа на тему «Есть такая профессия – Родину защищать»
с/р игра «Военная база»
рассматривание сюжетных картин «Профессии», «Защитники Отечества» Привлечь к изготовлению буклетов о военных профессиях, встреча с детьми.
Март «Мамы всякие нужны. Профессии наших мам» Рассматривание демонстрационных картин «Мамы всякие нужны. Детям о профессиях».
С. В. Михалков «А что у вас?» Д/и «Профессии»,
с/р игра по выбору детей, Д/и «Кто знает больше профессий» Газета «Профессии наших мам»
Апрель «Пожарный, служба МЧС» клуб интересных встреч Беседа на тему «Героические профессии»,
Чтение рассказа Б. Житкова «Помощь идет»,
С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» Д/игра «Кому что нужно для работы». с/р игра «Служба МЧС» Встреча с детьми, помощь в изготовлении с/р игр
Май «Люди чести, люди труда» КВН (обобщающее) Беседа на тему «Мир профессий», Д/игра «Кем быть», «Профессии»,
Анкетирование родителей
Заключительный этап:
Цель: обобщение знаний по вопросам профориентации
№ Способ реализации Цель
1. Проведение фотовыставки «Хочу быть, как мама или папа»;
Развивать интерес детей к профессиям родителей
2. КВН «Люди чести, люди труда» Расширять и обобщать представление детей о мире профессий.
3. Создание методического и дидактического пакета о результатах проекта
Создавать условия для реализации формирования системы знаний о профессиях и общественной значимости труда у дошкольников в различных видах деятельности.
4. Итоговая диагностика представлений детей о труде взрослых Определить уровень осведомленности детей, выбрать направления работы над проектом
Предполагаемый результат для:
Детей:
• у детей расширится интерес к профессиям
• появится желание продолжать знакомиться с разными профессиями;
• появится желание к сюжетно-ролевой игре;
• расширятся представления о разнообразии профессий взрослых; активизируется словарный запас детей;
• появится гордость за профессию своих родителей, уважение к людям труда.
Родителей:
• возрастет интерес к процессу совместной деятельности с детьми и как следствие, сближение между ними и педагогами группы;
• сформируются представления о развитии у детей интереса к труду взрослых, знакомство с термином - ранняя профориентация.
Воспитателей:
• расширится предметно-развивающая среда, обеспечивающая погружение ребенка в профессиональный опыт взрослых
Оценка результатов проекта для :
Детей:
• вырос интерес к труду взрослых: они с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, обмениваются впечатлениями друг с другом, со взрослыми и педагогом;
• стали самостоятельно играть в дидактические игры, ребусы;
Родителей:
• с помощью родителей дети узнали об их труде;
• произошло сближение с детьми и педагогами группы, появился интерес к событиям, происходящим в детском саду.
• Родители стали непосредственными участниками при формировании знаний у дошкольников о разных видах профессий;
Воспитателей
• после проведенного проекта желание продолжать работу в данном направлении появилось не только у педагогов данной группы, но и у педагогов других групп;
• появились новые навыки в проведении мероприятий по ознакомлению детей с профессиями;
• укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.