Вера Кореева
Социальный проект «Мы вместе» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный проект "Мы вместе" Старший дошкольный возраст
Информационная карта проекта.
Место проведения проекта: МКДОУ Детский сад №2 комбинированного вида
Название проекта: «Мы вместе».
Срок реализации: март – май.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатель, социальные партнеры МКУДО – ЦДТ.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Публикация «Социальный проект „Мы вместе“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Тип проекта: групповой, социальный, среднесрочный.
Актуальность:
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);
3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. А развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.
Проблема:
Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. До настоящего времени это
социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен.
Дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Поэтому в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом МКУДО - ЦДТ, был запущен проект «Мы вместе»
Цель:
Взаимосотрудничество с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
Задачи:
1. создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;
2. установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;
3. развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
4. стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;
5. формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.
Ожидаемый результат:
* Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
* Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
* Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
* обеспечение информационной осведомленности социальных институтов села о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых.
Концепция решения проблемы:
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- добровольность сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов;
- учета запросов общественности;
- сохранения имиджа учреждения в обществе;
- установление коммуникаций между детским садом и социумом;
- обязательность исполнения договоренности;
Мотивация для участия детей в различных творческих мероприятиях при взаимодействии с социумом:
- Игровая
- Познавательная
- Творческая
- Самореализация
Мотивация для педагогов:
Творческая самореализация детей
Успешное прохождение аттестации
Повышение педагогического рейтинга
Мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом:
- Демонстрация талантов и способностей своих детей
- Укрепление детско - родительских отношении
- Творческая самореализация
Таким образом, мотивация деятельности является необходимым условием развития творческой активности и инициативности при взаимодействии с социальными объектами.
Выбор наиболее оптимальных для нас форм, раскрывающих творческий потенциал участников, опирается на несколько факторов:
- учет интересов и склонностей, творческих предпочтений детей;
- реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения;
- соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей;
-смежность темы выставки, конкурса с лексическими темами, реализуемыми в ДОУ, социальной действительности, окружающей ребенка-дошкольника.
В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания, умения детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества.
Во главу становится педагогическая функция: как воспитывать, как учить, как развить ребёнка, чтобы он легко адаптировался к школьному обучению. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, мы должны пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути индивидуализации развития каждого ребёнка.
Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала, воспитанников, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
В настоящее время очень актуальна проблема социализации детей. Нужно отметить, что самую главную роль в решении этой проблемы решает педагог и педагогический коллектив. Взаимодействие не может проходить только через одного педагога, так как сам процесс организации социального партнерства подразумевает деятельность всего педагогического коллектива ДОУ.
Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста.
Этапы реализации:
Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный (март)
Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
* анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
*установление контактов с организациями и учреждениями муниципального района;
*определение направлений взаимодействия,
*составление плана совместной работы
*информирование родителей о проводимых мероприятиях
Содержание:
- поиск социальных партнёров;
- Определение степени участия каждого социального партнёра в реализации проекта;
- Формирование мотивационной готовности всех участников проекта.
Продукт деятельности:
- Положение о социальном партнёрстве;
- Информационный банк;
- Презентация: Дни открытых дверей;
- Беседы с участием ближайших социальных партнёров.
Ожидаемый результат:
- Создание информационного банка опыта работы;
- Популяризация деятельности МКДОУ и МКУДО – ЦДТ;
- Разработка проекта;
- Систематизация опыта работы ДОУ по проблеме.
Второй этап – практический (апрель).
Его цель - реализация сотрудничества с организациями и учреждениями социума.
Задачи данного этапа:
*формирование группы детей, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;
*разработка социально-значимого проекта взаимодействия детей логопедической группы с объектами социума по различным направлениям деятельности;
*разработка методических материалов для реализации данных проектов;
*разработка системы материального поощрения для детей, участвующих в реализации проекта взаимодействия с социальными партнерами.
Рабочий план реализации проекта
Социальный партнер: МКУДО – ЦДТ Центр детского творчества.
Мероприятия: Посещение занятий, консультации для воспитателей и родителей, экскурсии, Дни открытых дверей совместные посещение выставок.
Ожидаемый продукт деятельности: Конспекты, сценарии, совместных мероприятий.
Социальный эффект: Формирование у дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс.
Социальный партнер: Кружок: «Рукодельница»
Мероприятия: Выставки работ, мастер-классы.
Ожидаемый продукт деятельности: Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ Выставки работ.
Социальный эффект: Обогащение социально-эмоциональной сферы детей
Формирование навыков продуктивной деятельности.
Социальный партнер: Кружок: «Каприз»
Мероприятия: Экскурсии, беседы.
Ожидаемый продукт деятельности: Выставки работ.
Социальный эффект: Формирование экологической культуры детей,
формирование навыков продуктивной деятельности.
Социальный партнер: Вокальное объединение: «Весёлая нотка».
Мероприятия: Конкурсы, организационно-массовые мероприятия.
Ожидаемый продукт деятельности: Проведение консультаций и обучающих занятий, репетиции.
Социальный эффект: Приобщение к искусству вокального пения, развитие
мотивации к творчеству, развитие музыкального слуха, развитие навыка запоминания музыкальных фигур и песен на память.
Социальный партнер: Спортивный танец: «Грация».
Мероприятия: Конкурсы, организационно-массовые мероприятия.
Ожидаемый продукт деятельности: Проведение консультаций и обучающей тренировки.
Социальный эффект: Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий, снижение возможности опасных ситуаций на улице, которые могут привести к травмам детей.
Третий этап - оценочно-рефлексивный (май).
Цель: подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
- проведение анализа проделанной работы;
- определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Содержание: Анализ качества социального партнёрства всех участников образовательного пространства.
Продукт деятельности: Мониторинг;
Интервью родителей;
Наблюдение;
Анкетирование;
Проектные методы, позволяющие выявить представления социальных партнеров о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
Методика определения степени участия социальных партнеров в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Ожидаемый результат: Создание открытой системы взаимодействия социальных партнёров;
Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения;
Установление связей со структурами, оказывающими информационные, методические, консультативные экспертные услуги;
Установлена обратная связь с группами общественности, обеспечивающими руководство информацией о дошкольном учреждении.
Реализации проекта
*Активное участие детей, родителей и педагогов в запланированных мероприятиях;
*Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
Организация социокультурной связи между детьми логопедической группы и Центром творчества позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с социальными партнерами состоит из нескольких аспектов и включает:
1. работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
2. взаимодействие с органами здравоохранения;
3. взаимодействие с учреждениями образования, и культуры;
4. интеграцию общественного и семейного воспитания.
Взаимодействие с государственными структурами и органами местного самоуправления:
Отдел образования Красногвардейского района управления образования и молодёжной политики администрации Красногвардейского округа, МКУДО «Центр детского творчества»
* Участие в районных мероприятиях; Конкурс рисунков «Разноцветные весенние краски» посвященный Дню весны и труда.
* Участие в конкурсе Красногвардейского муниципального округа «Фестиваль зонтиков – 2021»
* Участие в работе районного методического объединения педагогов ДОУ;
* Обобщение опыта работы педагогов;
* Предоставление информации в СМИ;
* Участие детей в культурно-массовых, спортивных мероприятиях;
* Выполнение муниципального задания по воспитанию, образованию, оздоровлению дошкольников.
Литература:
1. Вербенец А. М., Вершинина Н. А., Горбова О. В., Немченко Л. В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. – М., 2008.
2. Кабкова Е. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. – М., 2011.
3. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. – М., 2009.
4. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. - Ростов – на - Дону: Изд-во «Учитель», 2005.