Белёва Наталья
Социальный проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Семья — основная ячейка любого
общества и любой цивилизации.
Рабиндранат Тагор
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Публикация «Социальный проект „Моя семья“» размещена в разделах
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
Очень важно в прогрессивную эпоху, насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не утратить связь, и ценность поколений. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами родословной, и духовной близости.
Постановка проблемы.
Любая педагогическая система не существует без семьи. В воспитании сегодняшнего ребенка заинтересованы и огранизации дополнительного образованиядетей и родители. Однако проблема взаимодействия семьи и таких организаций в процессе развития, обучения и воспитания ребенка остается актуальной для современного общества. В этой системе взаимодействия выявлены следующие проблемы:
• Литература и советы педагогов не всегда представляют для родителей особую значимость;
• Родители, ссылаясь на свою занятость, не всегда выполняют рекомендации педагогов;
• Лишь незначительная часть родителей (примерно 7%) является активными участниками жизни и работы ДОУ.
Таким образом, все это в первую очередь сказывается на детях. Наша задача совместно с родителями, построить такое взаимодействие, которое позволило бы воспитать уверенного, активного, самостоятельного и здорового ребенка.
В результате работы и диагностики так же было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, часто не знают кем работают их родители и бабушки с дедушками. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Исходя из всего выше указанного возникла идея создания проекта «Я и моя семья».
Краткая характеристика проекта
Вид проекта :
творчески - информационный, долгосрочный
Срок реализации: 2019- 2020 учебный год
Апробация и внедрение проекта осуществлялась в объединение «Художественное творчество» на базе МБУ ДО Родионово - Несветайского района"Дом детского творчества"
Возраст детей: 6-13 лет
Участники проекта : воспитанники объединения,педагог ДО
Цель проекта : Формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи.
предметные:
• закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
• обогатить словарный запас детей понятиями : род, герб, генеалогическое дерево, домашний уют, семейные традиции.
дичностные:
• воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
• воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
• воспитывать эстетические и этические чувства.
метапредметные:
• формировать у детей представления о семье;
• формировать представления о родственных отношениях;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
• привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
Особенности деятельности:
• опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
• доступность материала для детей дошкольного возраста;
• максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
• интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в МБУ ДУ "ДДТ"
Прогнозируемые результаты:
1. Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях.
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению доверительных детско-родительских отношений.
3. Дети будут лучше знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,
4. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека
5. У детей возникнет чувство гордости за свою семью
6. Повысится педагогическая культура родителей
Продукт деятельности: Праздник «Моя семья». Выставка работ участников проекта.
Материально – техническая база:
-мультимедийное оборудование,
-канцелярские и художественные материалы для творчества
-презентации
-репродукции картин
-стенды для родителей
Этапы реализации:
1. Аналитический этап:
-анкетирование детей (Приложение № 1)
-тестирование взрослых (Приложение №2)
-мониторинг
2. Информационно-накопительный:
- изучение интереса детей для определения целей проекта,
- сбор и анализ педагогического инструментария для взрослых и детей,
- подбор наглядной информации: иллюстрационного материала, литературных произведений, репродукций картин, мультфильмов, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- проведение выставок, презентаций;
- оформление стенда для родителей на тему «Права ребенка»
- составления памяток для родителей
Консультация для родителей «Как составить герб семьи», "Как сделать генеалогическое древо" "Конвенция о правах ребёнка"
- выпуск стенгазет;
3. Организационно-практический этап.
Реализация задач проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
Виды совместно-партнерской деятельности,
формы и методы работы.
Познавательно – речевая:
- проведение цикла познавательных занятий,
- чтение художественной литературы,
- разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов по темам проекта
- беседы по картинам,
- составления рассказов;
- рассматривание фотографий.
Творческая деятельность:
- выставки рисунков,
- фото- выставки,
- стенгазеты, коллажи,
- художественное творчество с детьми и родителями по темам проекта.
Культурно – досуговая деятельность:
- совместные праздники,
- творческие конкурсы и выставки,
- семейные и интеллектуальные состязания.
Сотрудничество с семьей :
- консультации для родителей,
- родительские собрания,
- создание семейных альбомов, генеалогического древа, герба семьи,
- оформления семейных фотогазет, книги кулинарных рецептов,
- совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Реализация проекта в мероприятиях
Дата проведения Мероприятия с детьми
сентябрь Тестирование детей «Семейное отношение». Опрос детей «Что я знаю о семье?»
октябрь Анкетирование детей. Составление рассказов на тему: «Моя семья : папа, мама, бабушка, дедушка и я».
октябрь Познавательно – исследовательская деятельность «Семейные обычаи на Руси». Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
ноябрь Видео-интервью детей о своих семьях в рассказах «Семья глазами ребёнка».
ноябрь Праздник "День мамы"
декабрь Беседы на тему: «Права и обязанности в семье»
декабрь Творческая мастерская "Семейные кулинарные рецепты" Составление книги семейных рецептов.
январь Составление словарика «Что означает моё имя».Имена в моей семье. Рисуем своё имя
январь Акция "Корзина добрых дел"
февраль Творческая мастерская "Мастерим вместе с мамой"
февраль Тема семьи в изобразительном искусстве. Рисование «Моя семья», «Мамин портрет», "Портрет папы"
март Беседа "Всё начинается с семьи". Составление генеалогического древа семьи.
март Праздник «Цветы для мамы».
апрель Беседа "Моя любимая семья". Изготовление герба своей семьи
апрель Оформление стенгазет «Моя семья», «Наш выходной день», "Хобби моей семьи"
май Выставка семейных рисунков и поделок «Наша дружная семья»
май Итоговое мероприятие. Семейный праздник "Вместе весело шагать"
Работа с родителями
октябрь Родительское собрание. Анкетирование родителей.
Консультация для родителей: «Как правильно вести себя с ребёнком»
ноябрь Беседы на тему: «Конвенция о правах ребенка».
декабрь Консультация для родителей: «Права ребенка в семье».
январь Создание семейных альбомов «История нашего рода»
февраль Творческая мастерская "Мастерим вместе с мамой"
март Составление генеалогического древа семьи.
апрель Родительское собрание. Консультация для родителей "Как сделать герб своей семьи"
май Выставка совместных семейных работ «Мое генеалогическое дерево», «Герб моей семьи», стенгазет. Помощь в подготовке семейного праздника и оформлении выставки.
4. Итоговый этап
При подведении итогов реализации проекта проводится итоговый праздник для детей и взрослых «МОЯ СЕМЬЯ», который включает в себя:
- награждение лучших и самых активных участников проекта почетными грамотами, благодарственными письмами и призами;
-оценивается эффективность проекта : итоговая диагностика родителей и детей, определяется численность дошкольников и родителей, вовлеченных в проектную деятельность.
- демонстрируется презентация проекта, выставка работ по проекту детей и родителей.
Литература.
1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
2. С. В. Петерина «Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение,1986.
3. В. И. Петрова «Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации; М. Мозайка – Синтез, 2005г.
4. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду» -Москва «Просвещение»,1984г.
5. А. К. Бондаренко «Воспитание детей в игре» — Москва «Просвещение»1983г.
6. А. В. Козлова «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г.
7. Л. Куцакова «Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М. Владос,2005г.
8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
9. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
10. А. Р. Гетманова «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
11. В. Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
12. Даль В. И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. Сборник в 2-х томах. Изд. «Литера»,Санкт-Петербург 1997
13. Л. Свирская., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : М. : Линка- Пресс, 2007
14. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004