марина морозова
Социальный педагогический проект «Построение системы педагогической работы по адаптации детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Построение системы педагогической работы
по адаптации детей в ДОУ»
Основание для разработки проекта.
Одним из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка является дошкольное детство. В этот период фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Общение ребенка со взрослым является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей. С рождения ребенка, в основном окружают близкие ему люди: мама, папа, бабушка, дедушка которые любят его и заботятся о нем.
Публикация «Социальный педагогический проект „Построение системы педагогической работы по адаптации детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Но с приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т. д.)
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (1,5 до 3 лет, с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обуславливает сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада.
Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Необходимо так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него сформировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Создать в группе определенную предметно – развивающую среду и эмоционально привлекательное эстетическое оформление.
Проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.
Данный проект описывает решение проблем, связанных с обеспечением психического благополучия воспитанников, быстрого и безболезненного прохождения адаптационного периода.
Цель проекта :
Построение системы педагогической работы по адаптации детей в ДОУ.
Задачи проекта :
Изучить педагогическую литературу по данной теме.
Обработать систему педагогической работы по адаптации детей в ДОУ через организацию игровой деятельности.
Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Взаимодействовать со специалистами детского сада.
Организовать работу с родителями по данному направлению
Стратегия и механизмы реализации проекта
этапы Направление и содержание работы Формы и методы срок исполнители
Подготовительный Подбор и изучение соответствующей литературы по теме проекта.
Изучение и анализ предметно-развивающей среды группы.
Изучение нервно-психического развития детей.
Изучение мнения родителей о важности данной темы.
Составление плана работы по адаптации детей к ДОУ.
Ознакомление с методикой, изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период.
Оценка среды в соответствии с нормами.
Диагностика детей.
Анкетирование родителей, анализ ответов родителей.
Разработать план мероприятий на адаптационный период.
Июнь
Июнь
Июнь
Июнь
Июнь
Вос-ль
Вос-ль
Психолог
Вос-ль
Вос-ль
Психолог
Вос-ль
Планово-реализационный Работа с детьми
Установление контакта и доверительных отношений с детьми.
Формирование у ребенка чувства внутренней свободы и защищенности, доверия к окружающему миру.
Развитие навыков взаимодействия друг с другом и взрослыми.
Стимулирование активности ребенка: двигательной, речевой, коммуникативной, познавательной, творческой.
Развитие компетентности ребенка.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем. Подарки-сюрпризы, сделанные руками педагога.
Игры-забавы.
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком.
Подвижные игры.
Игры-занятия.
Игры с водой, песком.
Игры с предметами-заместителями.
Исследования, элементарные опыты.
Игровой активизирующий диалог.
Игры с воображаемыми предметами.
Подражательные движения.
Комментирующая речь.
Развивающая предметная среда и работа воспитателя в ней.
Аудио-среда (потешки, музыка, специальная речь воспитателя)
Пост
Пост
Пост
Пост
Пост
Вос-ль
Вос-ль
Вос-ль
Вос-ль
Вос-ль
Взаимодействие с родителями
Педагогическое просвещение родителей.
Формирование активной позиции родителей к процессу адаптации.
Вырабатывание единого стиля воспитания общения с ребенком в ДОУ и семье.
Использование видеозарисовки из приемов работы с детьми в период адаптации в качестве учебного пособия.
Консультации.
Индивидуальные беседы.
Рекомендации, памятки.
Родительские собрания.
Практические игры-занятия с участием родителей.
Участие родителей в мероприятиях и развлечениях, проводимых в ДОУ.
Посещение семей.
Дни открытых дверей.
Индивидуальные беседы.
Пост
Окт
Пост
Июнь
Сент
Вос-ль
Психолог
Мед. раб.
Вос-ль
Вос-ль
Контрольно-оценочный Оценка изменений, произошедших в предметно-развивающей среде.
Изучение мнения родителей о результативности работы.
Анализ листов адаптаций.
Учет заболеваемости детей. Информация об изменениях (предоставляется на родительском собрании)
Анкетирование родителей.
Справка по анкетированию.
Справка о степени адаптации детей к ДОУ.
Психолого-медико- педагогическое совещание Окт
Окт
Окт
Нояб
Вос-ль
Вос-ль
Психолог
Психолог
Мед. раб
Вос-ль
Психолог
Ожидаемые результаты:
Созданная система педагогической работы поможет добиться положительных результатов при адаптации детей к ДОУ и сохранения их психического здоровья.
А именно, значительно снизить напряженность во взаимоотношениях детей друг с другом и педагогом.
Повысить положительный эмоциональный фон в группе.
Снизить заболеваемость ОРВИ в период адаптации.
Установить доверительный и продуктивный контакт педагога с родителями.
Увеличить число детей с легкой степенью адаптации.
Трансляция проекта.
1. Защита проекта на совете педагогов – август.
2. Открытые мероприятия с детьми по реализации проекта – октябрь.
3. Отчет о реализации проекта на МО – май.
Перспектива проекта
В перспективе я планирую более глубоко отработать тему развития речи детей в процессе адаптации. Основанием для разработки этой проблемы является тот факт, что речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем возрасте, она генерализует достижения в более простых психических проявлениях и весьма показательна для психического развития ребенка в первые годы его жизни.
Кроме того, обеспечение успешной адаптации чаще всего связывается со словесными методами воспитания и обучения детей. Следовательно, закономерно предположить, что если обеспечить комплексное решение задач развития речи и общения детей в период адаптации, то можно повысить эффективность работы по данному направлению.