Светлана Назарова
Социальный образовательный проект логопедического направления «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Визитная карточка проекта
Название проекта :
«Моя семья» (Социальный образовательный проект логопедического направления)
Участники проекта :
- дети старшей группы №6 компенсирующей направленности
- воспитатели группы Белянина И. В., Исаенкова Е. В.
- родители
Тип проекта : познавательный, творческий, фронтальный.
Длительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Основание для разработки:
Публикация «Социальный образовательный проект логопедического направления „Моя семья“» размещена в разделах
- Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
- Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей, педагогов, социальных партнеров.
- Реализация проекта может быть осуществлена в рамках совместной деятельности.
Актуальность проекта :
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта :
Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к познанию по данной лексической теме, развитие речевых умений и навыков, расширение и обогащение лексической стороны речи. Формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта :
расширять знания детей о семье, формировать у детей понятие «семья» ; уточнить знания о членах семьи; о том, где и кем работают;
поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
закрепить знание имен, отчеств, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
уточнить и закрепить знание детьми профессий родителей;
развивать память, внимание, коммуникативные навыки;
расширять и активизировать словарный запас по теме: «Семья»
использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов, упражнений по данной лексической теме;
воспитывать у дошкольников уважительное отношение и любовь к членам семьи, желание оказывать посильную помощь, помогать;
познакомить с понятием «генеалогическое древо семьи», воспитывать интерес к своей родословной ;
привлекать родителей к участию в совместной творческой деятельности с ребенком.
Планируемые результаты:
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье.
Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Дети:
Повышение интереса детей к своей семье, членам семьи
Обогащение и активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
Повышение уровня речевого развития детей, обогащение и активизация словарного запаса.
Активное участие родителей в жизни детей и детского сада.
Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Методы проекта
Рассматривание иллюстраций и картин в книгах, журналах.
Чтение рассказов, сказок, загадок, стихов, скороговорок, чистоговорок.
Заучивание стихов и загадок. Выразительное чтение.
Беседы обсуждение с детьми проблемной ситуации
Просмотр мультфильма.
Игры – дидактические, подвижные, ТРИЗ, драматизации.
Предварительная работа:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта
Составление плана основного этапа проекта. Подбор материала.
Подбор дидактического и методического оснащения проекта
Принятие решения: осуществление проекта «Мама лучше всех на свете».
Формы работы:
Развивающая предметно-пространственная среда:
Подбор художественной литературы (рассказы, загадки, сказки)
Изготовление оборудования и пособий к сюжетно - ролевым играм.
Игры с правилами.
Иллюстрации – сюжетные и предметные картинки, альбомы с фотографиями.
Шнуровки, раскраски, обводки, трафареты
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание иллюстраций в книгах.
Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
Рисование, лепка, аппликация
Совместная деятельность педагогов и детей:
НОД:
беседа - игра на тему, «Моя семья»
игра - конкурс «Моя родословная»
викторина «В какой сказке встречаются семьи».
НОД:
рисование «Портрет мамы», «Моя счастливая семья»; «Мама /папа ведут нас в детский сад»
аппликация «Моя родословная. Генеалогическое древо».
Музыка:
слушание музыки и песен о маме и папе.
Чтение художественной литературы и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».
Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой».
Беседы на тему:
«Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»;
«На кого ты хочешь быть похож»;
«Организация быта в нашей семье в будни»;
«Семейный праздник – День рождение».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Дидактическая игра: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».
Подвижная игра «Кувшин доброты».
Игра с мячом «Собираем добрые слова».
Составление рассказов «Моя мама лучше всех на свете», «Моя дружная семья»
Выставка рисунков «Портрет мамы», лепка «Я и мама»
Физкультминутка «Семья».
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».
Взаимодействие с семьей :
Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».
Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; и аппликации по теме: «Моя родословная».
Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома», «Влияние проектной деятельности на обогащение речи детей»
Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».
Индивидуальные семейные консультации.
Посещение выставок детского творчества в детском саду.
Буклет «Что такое проектная деятельность?»
Совместный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Этапы реализации проекта.
1 этап «Проблемная ситуация»
Предлагаем детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать, этих людей одним словом?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
Что такое семья? Зачем человеку семья? Как люди живут в семье?
Использование модели трех вопросов:
1. Что я знаю?
Я знаю свою семью. Это – папа, мама и я.
2. Что хочу узнать?
Зачем нужна семья? Как люди живут в семье? Можно жить без семьи?
3. С помощью чего можно узнать?
Спросить у взрослых (родителей и педагогов)
Найти информацию в интернете
Узнать из книг, журналов, фотографий, фильмов
Прочитать книги, посмотреть фильм.
2 этап Реализация деятельности детей в рамках проекта
Реализация проекта через :
Непосредственно образовательную деятельность.
Совместную деятельность педагогов и детей в режимных моментах.
Совместную деятельность педагогов с родителями.
Создание развивающей предметно - пространственной среды.
Совместную деятельность детей и родителей.
Самостоятельную деятельность детей.
Игровую деятельность, театрализованную.
1. НОД:
Логопедическое занятие на тему : «Моя семья»
Цель: Уточнить и расширить знания детей о семье, членах семьи, о том какие бывают семьи. Обогащение и активизация словаря по данной лексической теме. Развитие связной речи. Упражнять в подборе прилагательных к существительным. Формировать обобщающие понятия «семья, члены семьи, родители». Воспитывать уважение к членам семьи.
Конструирование из бумаги «Цветы для мамы и бабушки».
Лепка/ рисование: «Я и мама», «Портрет мамы»
Аппликация «Соберем букет для мамы».
2. Рассматривание книг, альбомов с фотографиями семьи.
3. Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю маме».
4. Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери», «Семья».
8. Игры тренинги: «Как порадовать маму?», «Как можно помочь маме?» «Как сказать маме, что она лучше всех?»
9. Выставка рисунков: «Наши мамы лучше всех» и аппликация «Соберем цветы для мам»
10. Ручной труд: конструирование из бумаги цветов и подарки на 8-е марта.
11 Дидактические игры:
• «Скажи - какая, какой, какие?» (с мячом)
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным (мама, семья, папа)
• «Почтальон принес посылку»
Цель: описать предметы и узнать их по описанию.
12 Пополнение уголка для сюжетно-ролевых игр по данной лексической теме.
13. Чтение художественной литературы:
3 этап Презентация материалов проекта
1. Выставка поделок из пластилина: «Я и мама /папа», «Моя дружная семья»
2 Выставка рисунков: «Я и моя семья»
3. Спортивное развлечение «Спортивная семья»
4. Театрализованное представление
5. Создание коллажа детей и родителей «Мое генеалогическое древо»
Итоги проекта «Моя семья»
К окончанию проекта «Мама лучше всех на свете» дети старшей группы узнали:
- о том, что семьи бывают разные : большие и маленькие;
- узнали о том, кто и где работает, кем работают родители;
- решили, что одному человеку плохо жить, всем нужна семья;
- о том, что нужно делать, чтобы семья была дружной;
- о том, как нужно вести себя с другими членами семьи.
У детей обогатился и расширился словарный запас по данной лексической теме. Закрепили умение сочинение рассказов из собственного опыта. Упражнялись в умение задавать и отвечать на вопросы. Закрепили значение слов – семья, родители, члены семьи. Упражнялись в подборе к существительным прилагательных и глаголов; в употреблении местоимений, наречий, предлогов. Упражнялись в подборе антонимов и синонимов, назывании профессий родителей, их имен отчеств. В процессе проекта были частично затронуты и другие лексические темы.