Сикорская Наталья
Социальное партнерство в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, администраторов, представителей других организаций, которая способствует открытости и доступности дошкольного образования.
Создаются благоприятные условия для самореализации дошкольников и педагогов, предоставляет детям больше возможностей для достижения новых образовательных результатов, повышает качество дошкольного образования. Данное сотрудничество позволяет привлечь большой круг заинтересованных лиц и организаций, оптимизировать образовательный и воспитательный процесс в ДОО, выполнить социальный заказ общества.
Публикация «Социальное партнерство в ДОУ» размещена в разделах
Основные задачи социального партнерства :
• привлекать ресурсы социальных партнеров для развития дошкольной образовательной организации;
• направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности социального партнера, его общественной самоорганизации и самоуправления;
• накапливать и передавать жизненный опыт образовательного сообщества и его партнеров;
• координировать совместную деятельность, предполагая степень ответственности каждого партнера;
• помогать нуждающимся членам сообщества.
Обратите внимание, круг задач, которые дошкольная образовательная организация может решать благодаря сотрудничеству с другими организациями, зависит от того, какие педагогические проблемы являются для данной ДОО приоритетными.
Основные шаги к эффективному взаимодействию с социальными партнерами :
• Определить педагогические проблемы, которые ДОО необходимо решить.
• Провести анализ социального окружения детского сада.
• Выбрать социальных партнеров, которые помогут решить обозначенные педагогические проблемы.
• Проинформировать социальных партнеров о желании с ними сотрудничать.
• Разработать план совместных действий, определить цели и сроки взаимодействия.
• Совместно провести запланированные мероприятия.
• Оценить результативность взаимодействия, обсудить полученные результаты и принять решение о дальнейшем сотрудничестве.
Социальное партнерство с другими организациями ДОО может осуществлять по трем уровням.
Четыре принципа взаимовыгодного сотрудничества для ДОО:
• Реальное взаимодействие нескольких партнеров.
• Письменное оформление социального партнерства. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности.
• Определение в договоре или соглашении четких временных рамок взаимодействия, конкретного вопроса (проблемы) и целей его решения.
• Достижение намеченного результата обеими сторонами. Только в этом случае договор о социальном партнерстве считается выполненным.
Что получает ДОО от социального партнерства
Результаты социального партнерства зависят от того, насколько четко спланирована совместная деятельность партнеров, насколько участники взаимодействия заинтересованы в достижении поставленных целей и добросовестно выполняют свои обязанности. При правильном подходе к организации социального партнерства ДОО получает очевидные преимущества:
• экскурсии на предприятия, с целью ознакомления детей с профессиями;
• встречи с представителями различных профессий;
• конкурсные и образовательные программы (детские конкурсы, олимпиады, марафоны) помощь в подготовке портфолио;
• совместные проекты по дошкольному образованию;
• совместные проекты в сферах творческой, экспериментальной, методической, учебной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности;
• программы повышения квалификации, конкурсы педагогического мастерства, конференции, методические мероприятия.
• Отношение родителей к ранней профориентации
• Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы. В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. В первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.
Направления
Для детей младшего дошкольного возраста подойдут наблюдения за трудом продавца (парикмахера, водителя и др., формирующие первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, совместные игры детей и взрослых, отражающие простейшие трудовые операции. Следует обратить внимание детей, что труд взрослых направлен на заботу о людях. При чтении детской художественной литературы советуем отмечать положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
С детьми старшего дошкольного возраста полезными будут наблюдения, рассматривания, чтение литературы (художественной и энциклопедий, беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека. В целях знакомства с трудом людей творческих профессий (художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства) рекомендуем посещать с детьми выставки, музеи, мастер-классы, театральные постановки. Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы и рассказы. Практика показала, что дети не знают где и кем работают родители. На вопрос «Где работает твой папа», некоторые дети отвечают «На работе». Дети не знают, какие предприятия находятся в городе, какую продукцию выпускают. Это говорит о том, что родители мало говорят о своих профессиях.
Семейный досуг включает в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.
Типичные ошибки родителей в выборе критериев.
• Во-первых, во многих семьях и вовсе никаких критериев выбора нет. Некоторым родителям просто лень заниматься ребенком вообще, а уж о его профессиональной ориентации они думают в самую последнюю очередь. Это приводит к случайному выбору профессии. Хотя иногда этот выбор оказывается удачным.
• Во-вторых, существуют семейные традиции. Например, прадед был врачом, дед был врачом, отец был врачом. Это – династические профессии. Очень часто это приводит к успеху. Ребенок с детства погружен в соответствующую среду, общается с представителями своей будущей профессии, имеет преимущества в виде помощи и связей родителей, их опыта и протекции.
• В-третьих, часто на первый план выводятся деньги или престиж профессии. Мне все равно, где ты работаешь, лишь бы ты зарабатывал много и мог обеспечивать в будущем свою семью.