Наталья Немченко
Социальное партнерство семьи и образовательной организации на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство семьи и образовательной организации на современном этапе
«Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Макаренко А. С.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения. Если обратиться к основным принципам дошкольного образования, указанным в ФГОС ДО, то следует отметить, что детоцентрированный характер услуг дошкольного учреждения должен быть направлен на поддержку разнообразия детства, на сохранение уникальности и его самоценности как важного этапа в общем развитии человека.
Публикация «Социальное партнерство семьи и образовательной организации на современном этапе» размещена в разделах
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Сотрудничество Организации с семьёй
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства… – вот некоторые из тех принципов.
Очень ценно, что этот документ ориентирует взрослых (как педагогов, так и родителей дошкольников) на создание таких условий для маленьких граждан страны, чтобы «полноценное проживание ребенком всех этапов детства осуществлялось естественно, интересно, занимательно, приобщая ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. При этом решение одной из задач стандарта направлено на необходимое обеспечение «психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2, с. 3]
Общеизвестно, что личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
детский сад (в первую очередь воспитатели);
общество (сверстники, друзья).
По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Современная российская семья развивается в условиях качественно новой ситуации. Часто молодые родители не осознают всего спектра проблем, связанных с воспитанием, воспринимают свою роль в жизни ребенка ущербно, ограничиваясь функциями удовлетворения его материальных и физиологических потребностей. Такие родители игнорируют эмоциональную и коммуникативную стороны воспитания. Именно поэтому педагоги детского сада должны выступить с миссией оказания помощи родителям в понимании внутреннего мира ребенка, создании психологически комфортных условий для эмоционального общения участников образовательных отношений.
Основную часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, и важно, чтобы педагог и родители стали союзниками и единомышленниками, согласованно осуществляли воспитательное воздействие на ребенка, были едины в своих подходах к его развитию. Следует заметить, что одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является их участие в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским учреждением.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга [3, с. 3]. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен выступить инициатором в обеспечении конструктивного взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Формы сотрудничества могут быть разнообразными, в зависимости от условий детского сада и возможностей родителей.
Именно поэтому, образовательный процесс в ДОО необходимо строить на основе «взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития» [2, с. 9]. Формы сотрудничества могут быть различными. Родители могут выступать в роли экспертов, консультантов или организаторов по проблеме, которую готовят вместе с педагогом; могут принять на себя роль ассистентов и помощников при проведении какого-нибудь вида деятельности с детьми. Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, окружающем их. Если взрослые уважают, признают и ценят человеческое достоинство еще маленького, но – Человека, способствуют формированию у него положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях – значит, они формируют успешного человека в будущей школьной и во взрослой жизни.
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь понять его индивидуальные способности, предотвратить негативные поступки. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. [3, с. 4].
В настоящее время идёт перестройка системы дошкольного образования. Целью признаётся не воспитание послушного члена общества, а развитие свободной личности. Заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни должна семья, как первый институт социализации. Именно в семье формируется характер, закладываются исходные жизненные позиции. Но не все родители имеют специальные знания в области воспитания, и поэтому испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Необходимо, чтобы пропаганда педагогических знаний среди родителей являлась важной частью работы ДОУ.
Потребность в общении – первая социальная потребность ребёнка дошкольника. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребёнка с членами семьи, тем ярче его личность.
В настоящее время, из-за современного напряжённого темпа жизни, изменение условий быта, отсутствия у родителей воспитательных навыков меняется и характер общения: оно становится редким, формальным, а взаимодействие с ребёнком часто компенсируется активной родительской опекой. Это нередко приводит к изменению климата в семье и нежелательным изменениям в личности ребенка.
По мнению логопеда А. В. Карповой, «если родители и воспитатели объединят свои усилия, то обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома» [8, с. 33]. Мы считаем, что педагог не только воспитатель детей, но и партнер родителей в социальном развитии. Эту архиважную задачу конструктивного взаимодействия семьи и детского сада следует решать дошкольной образовательной организации.
Гарантом эффективности работы с родителями являются:
установка на работу с родителями как с единомышленниками;
искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;
заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
системный характер работы.
Социализация ребёнка должна осуществляться в единстве с его индивидуальностью, с учётом траектории его саморазвития.
Перед нами раскрываются новые понятия «сотрудничество» и «взаимодействие», где никому не принадлежит приоритет указывать, контролировать, оценивать. Такое взаимодействие требует определённых организационных форм. Основная цель работы с родителями: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Ребенок – это не объект педагогического воздействия, а субъект взаимодействия. Задачей педагогов ДОУ является создание таких условий, чтобы у всех участников образовательных отношений возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах. Организация работы с родителями – это постоянный поиск возможных путей сотрудничества для повышения эффективности процесса воспитания и обучения. Чтобы родители стали активными помощниками, необходимо приобщать их к совместной деятельности жизни детского сада.
Каждое образовательное учреждение ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. В ДОУ разнообразные формы работы с родителями взаимосвязаны и представляют систему психолого-педагогических мероприятий, направленных:
на формирование личностных ресурсов родителей, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;
на внедрение в семейной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка.
Для наиболее эффективного результата при взаимодействии с семьями воспитанников следует создать единое образовательное пространство.
Важнейшим условием является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияют на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к ребенку, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.
Предлагаем рассмотреть современную инновационную модель взаимодействия с родителями воспитанников, созданную и реализуемую в МАДОУ «Детский сад № 211 «Солнечная полянка» Ленинского района г. Саратова.
Суть действия этой модели заключается в реализации двух направлений:
профилактического (осознание членами семьи значимости и необходимости процесса взаимодействия с детьми, культурно-просветительская работа);
образовательного (освоение основных приемов организации семейной жизни, вовлечение семьи в образовательный процесс).