Кристина Семёнова
Социально-значимый проект «Моя Рoдина — Кубaнь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-значимый проект
«Моя Родина – Кубань!»
Пoяснительная записка
Aктуальность прoблемы
В сoвременных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви ксвоим близким, к детскому саду, к рoдным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Социально-значимый проект „Моя Рoдина — Кубaнь!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.
Мы живем в Краснодарском крае. А это полиэтнический регион и культура его многонациональна: в ней переплелись, взаимообогащая друг друга, культуры больших и малых народов. Поэтому, знакомя детей с природой и культурными традициями родного края, родители и педагоги воспитывают у детей чувство любви к родине, национального самосознания, духовность, культуру межэтнического общения.
Именно поэтому, цель нашего образовательного проекта:
- воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, через ознакомление с историей и культурой родной станицы, Кубани, России.
Задачами проекта является:
- изучить теоретические вопросы воспиния нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родной станицы, Кубани, России.
- изучить формы взаимодействия детского сада с родителями, в том числе
в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
- разработать методические материалы для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей (конспекты организации цикла образовательной деятельности, вечеров досугов, сюжетно-ролевых игр, организации предметно-пространственной среды и др.»;
- создать коллекцию электронных презентаций для детей по темам: «Кубань — мой милый край», "Россия - родина моя», «Я- гражданин России» и др. для использования в образовательном процессе ДОУ;
- создать цикл презентаций для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;
- создать цикл презентаций для педагогов с целью ознакомления, обобщения и распространения опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
- создать систему мониторинга результатов работы по данному направлению.
- скоординировать работу по взаимодействию всех участников образовательного проекта (музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели всех возрастных групп, учителя-логопеды);
- разработать перспективные планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;
- определить особенности взаимодействия с родителями, по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей, через ознакомление с историей и культурой родной станицы, Кубани, России;
- определить нетрадиционные методы и формы работы;
благоустроить на территории детского сада «Уголок Кубанского быта»
- разработать методические рекомендации по планированию работы
данного направления.
Практическая значимость проекта:
- внедрена в практику модель организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в логике личностно-ориентированного подхода;
- обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда групп в соответствии требованиям;
- разработано перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;
- подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии вечеров - досугов, доклады, консультации для родителей и др.)
Ожидаемые результаты проекта
- организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного подхода к педагогической деятельности.
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;
- использование в образовательный процесс инновационных форм работы с детьми;
- повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми;
- использование условий социума для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- рост престижа дошкольного образовательного учреждения на муниципальном уровне.
В развитии дошкольников:
Ресурсное обеспечение
Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного бюджета, за счет привлечения благотворительных пожертвований физических и юридических лиц (приобретение игрового оборудования: наглядных материалов, оснащения среды кубанского быта, изготовление национальных и этнических костюмов и др.).
Методы исследования: педагогические наблюдения, анкетирование, беседы, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент, обработка результатов.
Проект долгосрочный.
Сроки реализации:
Январь 2021г. - апрель-2021г
Уровень основной направленности инновационной деятельности:
- повышение качества деятельности педагогов:
- результаты изменения содержания и форм образовательного процесса;
- личностный рост педагогов (степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности).
- изменение отношения родителей к деятельности и нравственно-патриотическому воспитанию своего ребенка (степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада).
- изменение предметно-пространственной среды и интерьера ДОУ.
Научно-методическое обеспечение проекта
Условия, созданные для реализации проекта
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей направлена на:
- совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий, средств нравственно-патриотического воспитания детей;
- восстановление традиций семейного воспитания в нравственно-патриотическом воспитании и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
Предметно-развивающая среда
На данный момент в группе создана предметно-развивающая среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Данная развивающая среда построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Многие материалы изготовлены руками воспитателей и родителей. Есть стенды, где представлена символика России, Кубани. Выделены локальные среды (уголки, центры, отражающие особенности культуры и традиций народа Кубани. Совместно с педагогами и родителями воспитанников на территории детского сада оборудован «Уголок Кубанского быта». Проведен профессиональный конкурс на лучшее оформление и организацию предметно - пространственной среды групп с целью нравственно-патриотического воспитания детей.
При создании предметно-развивающей среды педагоги руководствуются современными наиболее продуктивными средствами, которые заключаются в ее развивающем характере, деятельностно-возрастном подходе, информативности (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материала и игрушек, обогащенности, наукоемкости, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его интеллектуальных способностей.
Организация воспитательно-образовательного процесса
Образовательный процесс в детском саду, строится на основе ООП ДОУ, в ней отражена работа по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с образовательным проектом.
Взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по реализации проекта
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с целью реализации проекта нравственно-патриотического воспитания осуществляется нами через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, приобщении детей к культуре и традициям своего народа;
- активное участие родителей в процессе ООД в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, презентации, выставки детских работ, обновление материалов сайта, которые позволяют родителям ближе познакомиться с особенностями работы по нравственно-патриотическому воспитанию, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка ;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Взаимодействие с социумом.
Разработаны совместные мероприятия: круглые столы, заседания семейных клубов; тематические дни открытых дверей; праздничные мероприятия и благотворительные акции, экскурсии и совместное участие в мероприятиях.
В данном блоке представлен не полный анализ деятельности. Но педагоги способны обеспечить достаточно высокий уровень качества образования в рамках обновления содержания дошкольного образования в целом и в реализации инновационных подходов в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Определенность перспектив работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий:
- повышение качества образования за счет совершенствования методики проведения ООД;
- расширение возможностей проекта за счет использования новых методических материалов;
- разработка более качественной системы диагностики нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
Оценка результатов.
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям (участники образовательного процесса: дети, педагоги и родители). Определение уровня освоения знаний детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, в процессе педагогических наблюдений, анализа продуктов детского творчества.
По окончании реализации проекта будет проведено анкетирование всех участков образовательного процесса с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.
Формы предоставления результатов.
Результаты проекта планируется представить в форме:
Методических материалов для участия в научно-практических семинарах и конференциях по указанной теме проекта.
Планируемая популяризация данного проекта
Данный образовательный проект будет осуществляться различными путями:
- через презентацию данного проекта для детей и родителей, педагогов.
- через средства массовой информации, сети интернет.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта (тема) «Моя Родина – Кубань!»
Вид проекта Социально-значимый, среднесрочный, групповой.
Длительность проекта Январь 2021г. - апрель-2021г.
Основные исполнители проекта Воспитатели, воспитанники группы компенсирующей направленности, родители.
Социальная значимость проекта - внедрена в практику модель организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в логике личностно-ориентированного подхода;
- обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда групп в соответствии требованиям;
- разработано перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;
- подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии вечеров - досугов, доклады, консультации для родителей и др.)
Цель проекта Сформировать у детей знания о культуре, традициях русского народа, Кубани, своей семьи. Развить коммуникативно - речевую деятельность через театрализацию произведений детского фольклора.
Основные задачи проекта - изучить теоретические вопросы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей Кубани, России.
- изучить формы взаимодействия детского сада с родителями, в том числе
в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
- разработать методические материалы для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей (конспекты организации цикла образовательной деятельности, вечеров досугов, сюжетно-ролевых игр, организации предметно-пространственной среды и др.»;
- создать коллекцию электронных презентаций для детей по темам: «Кубань — мой милый край», "Россия - родина моя», «Я- гражданин России» и др. для использования в образовательном процессе;
- создать цикл презентаций для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;
- создать цикл презентаций для педагогов с целью ознакомления, обобщения и распространения опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
- создать систему мониторинга результатов работы по данному направлению.
- скоординировать работу по взаимодействию всех участников образовательного проекта (музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели всех возрастных групп, учителя-логопеды);
- разработать перспективные планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей всех возрастных групп;
- определить особенности взаимодействия с родителями, по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей, через ознакомление с историей и культурой родной Кубани, России;
- определить нетрадиционные методы и формы работы;
благоустроить на территории детского сада «Уголок Кубанского быта»
- разработать методические рекомендации по планированию работы
данного направления.
Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации) - организация воспитательно-образовательного процесса на основе инновационного подхода к педагогической деятельности.
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;
- использование в образовательный процесс инновационных форм работы с детьми;
- повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми;
- использование условий социума для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- рост престижа дошкольного образовательного учреждения на муниципальном уровне.
Основные принципы проекта - непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет психологических особенностей, возможностей, интересов;
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту баланс нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер деятельности, основанный на детской активности.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое Материальные: ноутбук, проектор, ЦОР, флеш-накопитель с презентациями по проекту,
Настольно-печатные игры, материалы для творческой деятельности детей,
Выставки художественного творчества (рисунки, поделки, репродукции картин художников, сюжетные картины, методическая литература, семейные фото, фотоальбомы, папки-передвижки;
Учебно-методическое 1. Акулова О. Дошкольное воспитание» № 4. 2005 г. ст. 24.
2. Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическое воспитанию // Ребёнок в детском саду. №2
3. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т. И. Оверчук. – М., 2004.
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой., М., 1991
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
6. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980
7. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990
8. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
9. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с.
10. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
11. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с
12. Маленькие граждане большой страны. / составитель Дубовская Л. В. -Мозырь «Содействие» 2008г.
13. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук., педагогов / Г. Ф. Бедулина. – Минск: НИО, 2007. – 192 с.
14. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal-slovo.ru
15. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru
16. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
17. Патриотическое воспитание. // Ребёнок в детском саду. №5 – 09.
18.
1. Организационно - подготовительный этап: Участники Ответственные
Изучение теоретических вопросов нравственно-патриотического направления. Подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях.
Сроки: сентябрь2020 г. – декабрь2020г.
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:
- разработка модели образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
- создание модели предметно-пространственной среды интегрированного вида;
- создание организационных, научно-методических условий для разработки и реализации педагогами программ и методических материалов по нравственно-патриотическому направлению.
- отработка условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта.
Сентябрь НОД П,С-К Ребёнок в сообществе, патриотическое воспитание.
«Напитаем душу красотой».
«Моя семья».
Беседы:
- «Ремесла и промыслы на Кубани».
- «Народный фольклор, игры на Кубани».
Чтение произведений:
- В. Бакалдин «Моя Кубань».
Чтение стихотворения:
- В. Подкопаев «Край наш тополиный»;
Прослушивание песен о Кубани:
- «Ой, да на Кубани» (куб. нар. песня, обработка В. Захарченко);
- «Кубанские частушки» (куб. нар. песня).
Игры:
- «Лапта»;
- «Гори, гори ясно»; Воспитатель, дети группы компенсирующей направленности, муз. руководитель, родители Воспитатели группы, ст. воспитатель
Октябрь НОД П,С-К Ребёнок в сообществе, патриотическое воспитание.
«Покров Пресвятой Богородицы»
НОДХ-ЭР «Декоративное рисование «Кубанский орнамент».
Беседы:
- «Русский национальный костюм» ЦОР
- «Сердце матери лучше солнца согреет»;
Заучивание стихотворений:
- К. Обойщиков «Кубань – земля такая»;
Прослушивание песен о Кубани:
- «Ой, добрэ вам, молодички» (куб. нар. песня);
- «Кубанские казаки» - песня-танец.
Игры:
- «Тополек»; Воспитатель, дети группы компенсирующей направленности, муз. руководитель, родители Воспитатели группы, ст. воспитатель
Октябрь Музыкальные развлечения:
- «Осенняя ярмарка».
Цикл практических дел:
- изготовление альбомов «Ремесла и промыслы на Кубани».
- изготовление наглядных пособий: кубанская хата.
- оборудование этнического уголка. Воспитатель, дети группы компенсирующей направленности, муз. руководитель, родители Воспитатели группы, ст. воспитатель
Ноябрь Беседы:
- «История возникновения Кубани».
- «Воспитание мальчиков и девочек в кубанских семьях».
Чтение произведений:
- «Родная Кубань» - книга для чтения под ред. Профессора В. Н. Ратушника.
Прослушивание песен о Кубани:
- «Как решил казак осенью жениться» (куб. нар. песня);
- «Ой, по горке» (куб. нар. песня);
Игры:
- «Плетень». Воспитатель, дети группы компенсирующей направленности, муз. руководитель, родители Воспитатели группы, ст. воспитатель
Декабрь НОД П,С-К Ребёнок в сообществе, патриотическое воспитание.
Знакомство с промышленностью Кубани.
Беседы:
- «Семейные традиции».
Чтение произведений:
- Л. Ляховская «Праздники, традиции, обычаи, обряды».
Прослушивание песен о Кубани:
- «Варенички» (куб. нар. песня)
- «Шла дивчина лужками» (куб. нар. песня);
Игры:
- «Апанас»;
- «Петушок»;
Составление рассказа:
- «Старину мы уважаем, старину мы бережем».
Рассматривание и инсценировки с кубанской хатой и казачьего подворья Воспитатель, дети группы компенсирующей направленности, муз. руководитель, родители Воспитатели группы, ст. воспитатель
2.
Основной этап:
Реализация проекта деятельности.
Сроки: Январь 2021г. - апрель-2021г.
Этап включает в себя следующие направления деятельности:
- разработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
- разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Январь НОД П,С-К Ребёнок в сообществе, патриотическое воспитание.
«Как жили казаки»
Музыкальные развлечения:
- «Рождество».
- «Новоселье в кубанской хате».
Художественно-творческая деятельность:
- «Рушники кубанских мастериц». Воспитатель, дети группы компенсирующей направленности, муз. руководитель, родители. Воспитатели группы, ст. воспитатель
Февраль НОД П,С-К Ребёнок в сообществе,
Первичные представления о предметном мире.
«Жизнь и труд казаков».
Художественно-творческая деятельность:
- «Кубанская народная вышивка». Воспитатель, дети группы компенсирующей направленности, муз. руководитель, родители. Воспитатели группы, ст. воспитатель
Март НОД П,С-К Ребёнок в сообществе, патриотическое воспитание.
«Ознакомление с символами Кубани»
«Моя улица. Русская деревня. Традиции и быт Кубанского казачества».
Музыкальные развлечения:
- «Масленица».
Художественно-творческая деятельность:
- Мастер-класс с родителями «В мастерской у Тетушки Хлебное зернышко» Воспитатель, дети группы компенсирующей направленности,
муз. руководитель,
родители. Воспитатели группы, ст. воспитатель
Апрель НОД П,С-К Ребёнок в сообществе, патриотическое воспитание
«Хлеб – всему голова».
НОДХ-ЭР «Кем ты хочешь быть? Рассказ о заслуженных людях Кубани».
Музыкальные развлечения:
- «Праздник первой косички».
- «Пасха». Воспитатель, дети группы компенсирующей направленности, муз. руководитель, родители. Воспитатели группы, ст. воспитатель
3 3 этап -Заключительный этап
Анализ и оценка результативности реализации проекта.
Сроки:апрель 2021г.
Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
- оценка эффективности реализации проекта;
- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
-осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
- выставка детских работ.
- экскурсии в этнический уголок детей других групп.