Ватутина Наталия
Социально значимый образовательный проект «Читающая мама — читающая страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Привить ребенку вкус к чтению-
лучший подарок, который
мы можем ему сделать.
С. Лупан
Пояснительная записка
Тема проекта: "Читающая мама-читающая страна"
Вид проекта: социально значимый
Продолжительность проекта: 01.09.2020г -01.03.2021г
Участники проекта: семья Юли Ш. (подготовительная группа, воспитатели, работники детской центральной библиотеки г. Кореновска.
Актуальность проекта:
Публикация «Социально значимый образовательный проект „Читающая мама — читающая страна“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
В настоящее время у дошкольников прослеживается снижение интереса к чтению. Сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Родители чаще занимают досуг детей просмотром мультфильмов и компьютерными играми. Компьютерная техника позволяет прослушать произведение в исполнении, что ослабило интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей должны стать родители.
Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Новизна проекта заключается в использовании дистанционных форм взаимодействия с детской библиотекой.
Гипотеза проекта:
Если с ранних лет в семье у детей воспитывать интерес к книге, художественной литературе, то в будущем вырастим грамотное поколение.
Цель проекта:
• Формирование устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе посредством использования дистанционных форм работы с центральной детской библиотекой.
• Стимулирование читательской активности и улучшения качества процесса чтения с целью формирования у детей высоких гражданских, духовно-нравственных и нравственно-патриотических ориентиров.
Задачи проекта:
• Формирование положительного имиджа читающей семьи, повышение родительской компетенции в области детского чтения посредством взаимодействия семьи, воспитателей с детской библиотекой.
• Формирование у детей интереса к книге и посещения библиотеки для развития у ребенка предпосылок функционально грамотного читателя в будущем.
• Возрождение традиций семейного чтения.
• Привлечение к участию в дистанционных конкурсах художественного чтения.
• Развивать выразительное чтение художественных произведений.
Предполагаемый результат:
1. Повышение интереса семьи к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
5. Участие в конкурсах.
Содержание проекта:
I этап – мотивация.
Основной мотивацией к разработке по проекту "Читающая мама-читающая страна" стало взаимодействие с центральной детской библиотекой.
Сотрудники библиотеки каждый четверг приходили в детский сад, чтобы предложить художественную литературу для детей. Педагоги имели возможность заказать книги по интересам детей, в соответствии с тематикой недели. Понравившуюся книгу можно было взять домой для семейного чтения.
В сложный период пандемии посещения библиотеки оказались невозможными, поэтому был разработан план дистанционного взаимодействия детского сада и библиотеки: прослушивание художественных произведений и рассказов о писателях, участие в конкурсах и викторинах.
II этап – разработка совместного плана работы над проектом.
1. Посещение библиотеки
2. Чтение художественных произведений А. С. Пушкина
3. Оформление библиотечной полки дома
4. Беседы по прочитанным произведениям
5. Подготовка к конкурсам
6. Участие в дистанционных конкурсах центральной детской библиотеки.
7. Проведение анкетирования.
8. Консультации для мамы
9. Интервью «Как воспитать любовь к книге».
III этап – практический.
Прежде чем начать работу по реализации намеченного плана с семьей Юли Ш. было проведено анкетирование.
В анкете были предложены вопросы:
1. Волнует ли Вас проблема детского чтения? Почему?
2. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:
а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;
б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;
в) чтение вслух для всех членов семьи;
г) когда все члены семьи заняты чтением;
3. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?
4. Читаете ли Вы ребёнку, книги?
5. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?
6. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?
7. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Какое последнее произведение Вы прочитали?
9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка.
Анкета позволила определить, как в семье относятся к вопросу воспитания детей к чтению, к книге.
Мама Юлии Ш, считает, что сейчас очень мало времени уделяется чтению в семьях, так как отсутствует пример взрослых. Оксана Васильевна с ранних лет ежедневно читает дочери художественные произведения. Предпочтение отдается сказкам А. С. Пушкина, произведениям Н. Н. Носова (особенно "Приключения Незнайки").
Для дочери Оксана Васильевна оформила детскую домашнюю библиотеку, в которой подобраны книги: А. С. Пушкин "Сказки", Б. Жидков "Рассказы о животных", детские энциклопедии "Я познаю мир", Л. Н. Толстой "Рассказы и сказки", русские народные сказки, сборник произведений Н. Н. Носова, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. В. Бианки, Г. Остера и другие.
Мама с дочерью очень часто посещали детскую библиотеку.
С марта 2020 года по август 2020 г дети не посещали ДОО, поэтому активным образом привлекались к работе и родители в дистанционном формате.
По плану библиотеки были организованы литературные чтения художественных произведений, тематические конкурсы чтецов:
• "Мы о войне стихами говорим",
• "Мы помним, мы гордимся",
• "Чтоб войну из книг мальчишки знали",
• "Кубань читает Пушкина А. С. ",
• "Читаем Есенина",
• "Дарю тебе нежность",
• "Лето –это маленькая жизнь",
• "Зимушка хрустальная" и гр.
Работники библиотеки знакомили детей с произведениями Н. Носова, А. С. Пушкина, С. Есенина посредством создания тематических видеороликов и презентаций.
Семья Юлии Ш., воспитанницы подготовительной группы, активно откликались на каждый конкурс.
Художественные произведения для конкурсов подбирались совместно с педагогами.
Особо тронула семью тема Великой Отечественной войны. Оксана Васильевна для дочери смонтировала фильм, используя архивные документы и фотографии о родственниках, которые воевали и не вернулись с фронта.
Как О. В. готовила дочь к конкурсу чтецов?
Вначале подбиралось произведение, которое могло бы тронуть детскую душу, затем стихотворение мама дочери выразительно читала, после- беседовали по содержанию и выполняли рисунок.
Рисунки выполнены к произведениям, посвященным празднику 9 мая –День Победы «Салют на Красной площади» «Ангел» «Сирень Победы».
Рисунки выполнены по сюжету любимых сказок и произведений.
Участие в конкурсах отмечено грамотами и благодарностями.
Полученные результаты и социальный эффект:
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения.
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе.
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик.
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанник:
- Умеет самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения.
- Умеет правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне.
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства.
- Сформированы нравственные качества ребенка.
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.
- Активное участие в конкурсах чтецов и продуктивной деятельности.
Список использованной литературы:
Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.