любовь Чаганова
Социальный центр для несовершеннолетних как базовая площадка для внедрения инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня российской семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. В связи с чем, интерес к вопросам защиты прав несовершеннолетних заметно возрос не только в обществе.
Социальная реабилитация — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.
Публикация «Социальный центр для несовершеннолетних как базовая площадка для внедрения инновационных технологий» размещена в разделах
В представлении Е. И. Холостовой – реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности. По мнению Дементьевой Н. Ф. – реабилитация – процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, со стойким расстройством функций организма.
Социальная реабилитация семьи как технология социальной работы представляет собой систему профессиональных, педагогических, психологических и мероприятий, направленных на возвращение дисфункциональных семей к социально приемлемому, соответствующему общественным нормам, образу жизни, способствующему восстановлению социального статуса семьи.
Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов вместе с родителями. Программа реабилитации — это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации, причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.
Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.
Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.
Таким образом, завершая рассматривать инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, отметим, что это такие технологии, которые нуждаются во внедрение в социально-реабилитационный процесс и способствуют развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает социально-реабилитационный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Рассматривая инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних отметим, что это такие технологии, которые нуждаются во внедрение в социально-реабилитационный процесс и способствуют развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает социально-реабилитационный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Данные базовые площадки внедрения инновационных технологий в социальную работу с семьями и детьми обеспечивают комплексный подход к психосоциальной адаптации несовершеннолетних и членов их семей.
Деятельность ведется с привлечением разработчиков инновационных технологий социальной работы с семьями и детьми.
Реализация инновационных технологий позволяет :
- обеспечить грамотное сопровождение семей, скорректировать программу с учетом особенностей каждой семьи;
- уменьшить детскую безнадзорность;
- выявить и ликвидировать факты жестокого обращения с детьми, насилия в семье;
- улучшить микроклимат в семье, взаимоотношения между несовершеннолетними и взрослыми.
С учетом этого обстоятельства, всевозрастающую роль должны играть учреждения социального обслуживания семей и детей, прежде всего, социально-реабилитационные центры, которые оказывают первую социальную помощь семье и детям.
В настоящее время существует множество проблем, препятствующих внедрению инновационных технологий социальной работы с семьями и детьми. Они связанны с региональными условиями с наличием или отсутствием специализированных школ, специализированных реабилитационных центров, специалистов. Все они требуют неотлагательного решения. Для этого государству и обществу необходимо обратить огромное внимание и общими усилиями помочь нуждающимся в их помощи семьям и детям.
В социозащитных учреждениях Регионов России наряду с традиционными социальными технологиями используются и инновационные технологии. Активное применение инновационных технологий способствует социальной реабилитации и ресоциализации кровной семьи, повышению жизнестойкости семьи, делает семью ресурсогенной.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Содействие» г. Клина Московской области (далее – Центр) создан в целях профилактики девиантного поведения, безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечения несовершеннолетних квалифицированной медико-социальной, социально-психологической помощью.
Основными задачи Центра являются :
- профилактика девиантного поведения, безнадзорности и беспризорности, осуществление комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Центр берет на себя заботу о восстановлении социального статуса детей, которые утратили семейные связи, остались без попечения родителей, проживают в семьях, находящихся в социально-опасном положении, не имеют места жительства и средств к существованию;
- социальный патронаж детей, оставшихся без попечения родителей;
- выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
- определение и предоставление конкретных видов помощи и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
- предоставление несовершеннолетним временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства;
- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
Деятельность Центра строится на основе демократии, гуманизма, общедоступности и приоритета общечеловеческих ценностей.
В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами, а также Уставом учреждения.
Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.
Был открыт в 2012 году центр психолого-медико-социального сопровождения «Со-Действие» на базе МДОУ д/с комбинированного вида №23 «Аленушка».
Клиентами центра психолого-медико-социального сопровождения «Со-Действие» являются дети с различными отклонениями в развитии, а также дети оставшиеся без попечения родителей.
Эти дети в первую очередь нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, социальную реабилитацию, адаптацию и социализацию в современном обществе.
Технологии реабилитационного воздействия на взрослого человека и на ребёнка тоже несколько отличаются. Поэтому в своей работе специалисты центра «Со-Действие» активно используют и разрабатывают социальные технологии расширения реабилитационного пространства личности, семьи, учреждения, региона.
Все это помогает создавать базу для информационного обеспечения реабилитационного процесса, а также выводит на новый содержательный уровень оказание социально-диспетчерских услуг семьям и детям.
Специалистами центра была разработана социальная - просветительская программа: «Свой край родной, люби и знай». В рамках реализации данной программы, разработаны проекты: «Книжкин дом» и «Идем в музей», с использованием инновационной технологии.
Целью деятельности центра является оказание помощи детям оказавшихся в трудной жизненной ситуации, без попечения родителей и детям, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, а также семьям, в которых эти дети воспитываются квалифицированной социально-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Реабилитационный центр «Со-Действие» для несовершеннолетних является базовой площадкой, где апробируются различные технологии комплексной реабилитации для дальнейшего внедрения в практику социальной работы.
В реабилитационном центре «Со-Действие» проводится работа с детьми, имеющими следующие отклонения:
-нарушение интеллектуального развития;
-нарушения эмоционально волевой сферы;
-биосоциальная недостаточность.
В центре «Со-Действие» проводится внедрение инновационных технологий в работу с семьями и детьми.
Была внедрена инновационная технология «Семейный мультфильм» -это мульттерапия – один из способов выявления психических особенностей личности, решения проблем и налаживания взаимоотношений в приёмной семье,путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.
Заработала мульт – студия «Капитошка», в которой дети сами создают и рассказывают сказку, радуются сказачным героям сделанными своими руками, проводят уютный вечер в кругу семьи.
Цель: помочь детям справится с личными и поведенчискими трудностями.
Задачи, которые решаются в ходе работы с использованием мультипликационных фильмов:
- создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме;
- помощь в осознании трудностей героя и их причин;
- обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях;
- получение вариантов решения проблемы.
Техники по подготовке мультфильма:
-пластилиновая (объемная и плоская);
- рисованная анимация;
- аппликация.
Структура программы:
- дети и взрослые принимают активное участие во всех этапах создания мультфильма, таких как:
- написание сказки и составление сценария;
- создание декораций и героев;
- озвучивание мультфильма;
- непосредственно съемочный процесс;
- совместный просмотр.
Стоит отметить, что работа мульт-студии направлена на создание поучительных, добрых мультфильмов, затрагивающих основные проблемы морально-нравственных ценностей. Присутствие на занятиях родителей способствует созданию семейной атмосферы и благотворно влияет на психологический климат.
На данный момент мультипликационная студия использует такие виды анимации как:
- стоп-кадровая анимация, с использованием пластилиновых кукол;
- перекладная 2-d анимация.
В 2016 году проект мульт-студии получил премию Губернатора Московской области третьей степени в конкурсе «Наше Подмосковье» в номинации «Больше, чем профессия». Участвовали в VII Всероссийской выставке - форуме: «Вместе - ради детей! Вместе с детьми!», III Межрегиональный форум специалистов в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождения замещающих семей. Принимали активное участие в VII Клинском новогоднем карнавале «Шествие Деда Мороза» проходившее в г. Клин 17 декабря 2016года. В 2017 году 25 января мульт-студию посещал первый заместитель председателя Московской областной думы С. В. Юдаков.
Посещение мульт-студии ребёнком - это прежде всего работа над дикцией, голосом орфоэпией, дыханием и параллельно работа над развитием фантазии, воображения, мелкой моторики.
Умение играть имеет решающие значение для формирования воображения. Так становится в один ряд детская игра и воспитание детей искусством.
Соединение того и другого дает мульт-студия, который есть не только великолепная школа художественного воображения, но прежде всего школа чувств.
В работе над дикцией, артикуляцией используются инновационные технологии и авторские разработки, оправдавшие себя на практике: самомассаж лица, шеи, грудной клетки и упражнения для языка и губ.
Самомассаж разделен на два этапа: гигиенический согревающий и вибрационный.
Этот же самомассаж используется в качестве тренировочных упражнений оздоровительного характера, для профилактики ряда заболеваний дыхательных путей и голосового аппарата. Массаж активизирует работу нервных рецепторов, принимающих деятельное участие в процессе голосообразования и, с другой стороны, разогревая аппарат, предупреждает возникновение мышечных зажимов.
В отличие от бытовой речи речь озвучивателя должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Для этого в работе используются тренировочные упражнение, чистоговорки, параллельно выполняются упражнения для развития речевого слуха. Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:
- физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
- фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованием фонетической системы данного языка;
- звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.
Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по В. П. Острогорскому) :
громче – тише,
выше – ниже,
быстрее – медленнее,
голос – одежда живой речи,
интонация – является душой,
волшебный посредник – видение образа.
Привлечение кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой мульт-студии, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развитым поставленным сценическим голосом, овладевают техникой лепки из пластилина, техникой рисования и аппликации. Всё это развивает мелкую моторику и сенсорику. Дети овладевают основами актерского мастерства и смогут успешно участвовать в фестивалях-конкурсах зонального, краевого, всероссийского и международного уровня.
Создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации.
Это проекты - «Музейная педагогика» совместный с Клинским краеведческим музеем, музеем имени П. И. Чайковского, музей ёлочной игрушки «Клинское Подворье»;
- «Книжкин дом» совместный с Детской районной библиотекой;
- «Свой край родной, люби и знай!», способствующие развитию, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями.
Проводятся различные праздники, где семьи с детьми принимают активное участие. (Маслиница; День Семьи любви и верности; Новогоднии утренники и поздразления семей на дому).
Так же, на базе центра «Со-Действае» организована школа приемных родителей «Покров».
Основные задачи:
- подготовка граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами (попечителями, приемными родителями, патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация и проведение мероприятий с участием замещающих родителей и их детей;
- организация и проведение досуга детей и родителей;
- создание клуба замещающих родителей «Наша дружная семья»;
- освещение в СМИ мероприятий, проводимых с участием замещающих родителей;
- обобщение опыта работы замещающих родителей.
Формы работы. Занятия проводятся в форме лекций, тренингов, ролевых и деловых игр, фокус-групп, консультаций со специалистами. (очная, очно-заочная и дистанционная форма обучения).
По окончании обучения выдается свидетельство.
Итак, в центре «Со-Действие» в условиях клуба «Наша дружная семья» системы социальной защиты были апробированы в работе с родителями инновационные технологии, в числе которых мотивационные, рефлексивные, телесно - ориентированные, нарративно - визуальная технология и семейный коучинг. Открыли новую рубрику в контакте «Советы специалистов».
Мы убедились в том, что инновационные технологии, сочетающие ознакомление с информацией, овладение практическими навыками и рефлексивными умениями, дают положительные результаты, поддерживают интерес родителей к предложенной форме общения со специалистами.
Таким образом, из опыта работы центра «Содействия» и психолого-медико-социального сопровождения «Со-Действие» можно сделать вывод, использование имеющихся, внедрение инновационных технологий в практику работы центра позволяет расширить спектр услуг и улучшить качество коррекционной работы. Решение проблемы несовершеннолетних зависит как от государства, так и от общества в целом. Необходимо открытие новых специализированных реабилитационных центров с новейшим оборудованием для лечения и профилактики, так же нужно как можно больше отличных специалистов для работы с семьями и детьми.
В настоящее время существует множество проблем, препятствующих внедрению инновационных технологий социальной работы с семьями и детьми. Они связанны с региональными условиями с наличием или отсутствием специализированных школ, специализированных реабилитационных центров, специалистов. Все они требуют неотлагательного решения. Для этого государству и обществу необходимо обратить огромное внимание и общими усилиями помочь нуждающимся в их помощи семьям и детям.