Татьяна Юрченко
Социально-образовательный проект «Птичья столовая»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта
Юрченко Татьяна Валерьевна
Спиридонова Ирина Викторовна
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Вид проекта : краткосрочный, семейный, групповой
Срок реализации проекта : февраль
Возрастная группа: вторая младшая группа
Публикация «Социально-образовательный проект „Птичья столовая“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Цель проекта : развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности.
Актуальность проекта :
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта : Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
Пополнить имеющиеся знания новыми сведениям Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормки для птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
2. Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Работа с детьми по решению задач проекта
1. Работа воспитателей с детьми
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей с разными видами подкормки птиц в зимний период.
«Вкусные радости для птиц»
Цель: Расширить представления детей о правильной и не правильной подкормке для птиц «Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе. Какой корм можно давать птицам: С наступлением зимы, времени, когда птицам приходится особенно тяжело, мы должны обязательно помочь им справиться с бескормицей и холодом. Многие даже не догадываются, что зиму могут пережить лишь 10-40% лесных пташек. Конечно, кто-то искренне пытается помочь, выкладывая в кормушку часть своего ежедневного меню - куски черного хлеба, макароны с соусом, творог, соленое сало, жареные семечки и другие подобные яства. От души, так сказать, делятся с пернатыми и. убивают этими продуктами доверчивых птиц.
Дело в том, что пищеварительный тракт их не справляется с такой неподходящей едой, происходит отравление организма, открывается понос - а это самый страшный враг пернатых на холоде, они гарантированно гибнут от обезвоживания. Ниже виды корма, которые можно смело насыпать в кормушку - они помогут нашим пернатым дожить до весны.
• Семена подсолнечника сырые - самый лучший для птичек корм, должен составлять больше половины содержимого кормушки, семечки очень калорийны из-за наличия растительного жира
• Пшено в сыром и отварном виде, а так же нешлифованное (просо)
• Овес в сыром и отварном виде
• Пшеница - сырая или отварная
• Рис - сырая или отварная крупа
• Мясо - можно использовать как сырое, так отварное (без специй и несоленое)
• Сало - только несоленое! Сало с солью приводит к обезвоживанию и гибели птиц! Кусочки привязывают к кормушкам или веткам, чтобы птицам удобно было его склевывать
• Говяжий, куриный жир, несоленый, смешанный с белым хлебом или пшеном
• Рябина, калина, боярышник в сушеном виде, развешенные на ветках в виде бус
• Шишки, собранные с деревьев осенью, зимой закрепляют на ветках, т. к. до лежащих на земле птицы не могут добраться из-за слоя снега
• Желуди, собранные также по осени, раскладываются в кормушки и охотно поедаются сойками
• Кукуруза в высушенном виде
• Семена тыквы, арбуза и дыни - отличный корм, богатый жирами и витаминами, охотно поедается многими пернатыми
• Скорлупа куриного яйца - источник микроэлементов
• Белый подсушенный хлеб (ржаной нельзя из-за наличия дрожжей, губительных для пищеварения птиц).
Какой корм категорически запрещен для птиц:
Некоторые виды корма мы часто оставляем в кормушке, полагая, что несем благо пернатым. Ни в коем случае нельзя кормить птиц зимой следующими продуктами:
• соленое сало и мясо (гарантированное обезвоживание и интоксикация);
• жареные подсолнечные и тыквенные семечки (такие семена вызывают у птиц понос, а зимой для них это губительно);
• любая соленая, жареная, острая, кислая пища;
• свежий ржаной и белый хлеб (можно белые сухарики);
• бананы и цитрусовые;
• молоко и молочные продукты Не разбрасывайте жевательную резинку в тех местах, где птицы могут ее подобрать, они часто принимают комочки жвачки за кусочки хлеба, охотно ее склевывают и гибнут из-за закупорки зоба. Развешивайте кормушки так, чтобы вам удобно было ежедневно обновлять корм, но в то же время они были недоступны для кошек.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях
в книгах и журналах
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Разучивание стихов
Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей”, “Умная птичка”.
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
Дидактические игры
«Собери птицу», «Что за птица?», «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.
Сюжетно-ролевые игры
«Пригласи синичку в гости», «Больница птиц»
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
2. Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты
Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.
Прогулки: Наблюдение за птицами. Птичьи следы.
Беседы о зимующих птицах.
Подвижные игры
• «Воронята»
• «Птички»
• «Воробышки и кот»
Совместная работа родителей и детей
Приготовление в домашних условиях правильной подкормки для птиц.
Изготовление кормушки.
Создание книжки- малышки.
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
Совместная деятельность родителей и детей
Конкурс «Птичья столовая»
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
Рецепт 1. Птичьи козинаки на хлебе
1) Размочить в воде белый хлеб, лишнюю воду плотно отжать.
2) Смешать с зерновой смесью и скатать шарики.
3) Подсушить духовке при 120 градусах 20-30 минут.
4) Обвязать ниткой, чтобы развешивать на ветки.
Масса получается эластичная. Шарики легко катать. С этим справится даже малыш. Подходит для игры в сенсорных коробках. К плюсам отношу лёгкость изготовления.
Подсушенные шарики не занимают место в морозилке. Долго козинаки на хлебе не хранятся, поскольку серединка до конца не пропечется. Шарики рекомендую вывешивать сразу после приготовления, либо заложить на хранение в пакете в морозилку.
Рецепт 2. Птичьи козинаки на крахмале
1) Две столовых ложки крахмала развести в небольшом количестве воды и влить в 1 стакан кипящей воды, помешивая
2) Когда масса остынет, смешать с зерновой смесью, выложить в формочки вставить веревочки и завернуть в пищевую пленку.
3) Заморозить в морозилке или на балконе.
Масса получается липкая, лепить из нее трудно. Крахмального геля остается много. Плюс зерновой массы на крахмале в том, что ее можно не только замораживать, но и подсушить на воздухе при комнатной температуре.
Предложила подсушенный деликатес синицам. Они осмотрели находку, но приступили к еде, только когда рассыпной корм в кормушке закончился. Птицы воспринимают козинаки, как консервы.
Рецепт 3. Птичьи козинаки на мучном клейстере
1) Смешать 0,5 стакана муки и 0,5 стакана воды, затем добавить еще стакан воды.
2) Довести до кипения на медленном огне, помешивая.
3) Остудить, смешать с зерновой смесью, выложить в формочки вставить веревочки, завернуть в пищевую плёнку и заморозить.
Масса получается не столь липкая, как крахмальная, но менее эластичная, чем замес на хлебе. Мучной клейстер густой и его остается много. Подходит для игр в сенсорной коробке, но не хранится.
Рецепт 4. Птичьи козинаки на желатине
1) Столовую ложку желатина залить стаканом холодной воды, оставить на час для набухания.
2) Довести до кипения разбухший желатин на медленном огне.
3) Остудить, соединить с зерновой смесью, выложить в формочки для кексов, с нитями, и заморозить.
Приготовление птичьих козинак в домашних условиях.
Рассматриваем различные виды козинак, которые приготовили ребята совместно с родителями дома.
Экскурсия по территории детского сада
Открытие «Птичьей столовой»
Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе
желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.
Развешиваем корм для птиц
Установили кормушку на участке детского сада
Выставка: Книжка- малышка «Все о птицах»
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями изготавливали кормушки и корм для птиц. Узнали каких видов бывает корм для птиц. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.