Екатерина Скороходова
Социально-личностное развитие ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
1. Основные методологические проблемы
1. Раннее погружение ребенка во взрослую жизнь, во взрослые проблемы….
2. Уменьшение периода привязанности между матерью и ребенком….
3. Отсутствие в семейном воспитании идеалов, норм, принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания…
4. Проблема перехода от воспитания, основанного на принуждении к такому взаимодействию, которое базируется на личном стремлении ребенка «быть хорошим» в глазах окружающих…
2. Задачи социально-личностного развития ребенка-дошкольника :
Темочки:
Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
Воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста. Личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, дело, данное слово;
Создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
Формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
Формирование у ребенка начиная с 2,5-3 лет чувство гордости (гордость – ключ к регулированию темпов индивидуального развития). «Я – сам» - впервые обнаруживается у ребенка к трем годам!
Заниженная гордость – означает неразвитость положительного представления о себе.
Нормальная гордость формируется тогда, когда ребенка хвалят только за его собственные достижения.
Завышенная гордость чаще всего проявляется у ребенка в результате излишних похвал за все.
Воспитание у ребенка чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4-4.5 лет до 6-7, а потом развиваются в течение всей жизни.
Формирование совести, т. е. умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты (от 5 лет).
Формирование чувства долга перед другими и самим собой.
Формирование чувства ответственности, т. е. умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.
3. Основные программы (комплексные и парциальные_ дошкольного образования, в которых реализуются задачи социально-личностного развития
1. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста /Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : Карапуз-Дидактика, 2005. (Автор раздела Т. В. Антонова).
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В. И. Логинова и др. : под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.(Автор раздела Т. И. Бабаева).
Названия разделов: «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Старший ребенок входит в мир социальных отношений».
Метод. обеспечение: Методические советы к программе «Детство»…. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Как жили люди на Руси… Приобщение детей к истокам русской народной культуры…. Воспитываем дошкольников самостоятельными….Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет….
3. Программа «Истоки» : Базис ребенка-дошкольника /Т. И. Алиева и др. ; науч. редактор Л. А. Парамонова и др. - М. : Просвещение, 2003.
Название раздела: «Социальное развитие».
Метод. обеспечение: Безопасность на улице…»Педагог и семья»…
4. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированпию здоровья и развитию детей 4-7 лет. /Т. Н. Доронова и др. – М. : Просвещение, 2003.
Название разделов: «Развитие» («Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада», «Познавательное развитие», «Художественная литература», «театрализованная деятельность «и др. Авторы разделов: Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик и др.
Метод. обеспечение: Пошли мне чтения доброго… Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет… «Растем играя «…
5. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»). – М. : Баласс, Изд. дом РАО, 2004.
Название разделов: «Здравству, мир!», «Социально-личностное развитие» («Это я»).
Авторы разделов: А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, М. В. Корепанова.
Метод. обеспечение: «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа… «Здравствуй, мир!»… «Это – я»… Диагностика личностного развития дошкольников в образовательной системе 2100… Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки). Пособие к тетрадям «По дороге к азбуке» и «Здравствуй, мир»….
6. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада /Т. Н. Доронова и др. – М. : Просвещение, 2004.
Название раздела: «Закладывать основы будущей личности….»
Автор раздела: С. Г. Якобсон.
Метод. обеспечение : Радуга: Программа и руководство для воспитателей … всех возрастных групп….
7. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой и др. – М. : Вентана-Граф, 2005.
Название раздела: «Социализация ребенка»… «Воспитание культурно-гигиенических навыков»… «Ребенок и окружающий мирр»… «Нравственное воспитание»,. «Познаем других людей и себя»…
Автор раздела: Т. В. Антонова, Э. Я. Степаненко, О. В. Дыбина, В. И. Петрова, С. А. Козлова.
Метод. обеспечение : Ознакомление дошкольников с социальной действительностью /Голицына Н. С. М., 2006… Нравственное воспитание в детском саду…
8. Предшкольная пора: Программа обучения и развития детей 5 лет. 0 М. : Вентана-Граф, 2005.
Название раздела: «Познаем других людей и себя»…
Автор раздела: С. А. Козлова.
Метод. обеспечение : «Я хочу в школу»… «Я и мои друзья»… «О правах и правилах»… «Я и моя семья»…
Основные парциальные программы дошкольного образования
1. Дружные ребята (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) /Под ред. Р. С. Буре. – М. : МПГУ, 1997.
2. Я. Ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет : учебн. -метод. пособие О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : Просвещение, 2005.
3. Чувствую! Знаю! Поступаю! : Экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания детей 6-7 года жизни. /И. В. Сушкова. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бурина, 2005.