Приложение МААМ

Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Наталья Ончукова
Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в раннем возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Публикация «Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» размещена в разделах

Социальная адаптация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации закладываются именно в детстве.

Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными.

Социальная ситуация развития ребенка в условиях центра помощи детям связана с отсутствием родительской опеки, позитивных межличностных отношений, нормального общения, любви, заботы и т. д. Такие условия жизни обусловливают нарушение психологического пространства ребенка, его эмоциональной, мотивационной, волевой и поведенческой сфер, деструктивно влияют на развитие его личности, искажают представление о себе и других людях, затрудняют адекватное понимание детского и взрослого мира, осознание собственного Я.

Дети раннего возраста, находящиеся на попечении центра помощи детям, находятся в искусственно благополучных условиях. В условиях разновозрастной группы дети ограничены в общении со сверстниками. Постоянно сменяющийся обслуживающий детей персонал приводит к недоразвитости связи между ребенком и значимым взрослым. Своеобразная закрытость социального учреждения, ограниченность социальных связей детей, оставшихся без попечения родителей, ограниченность сферы реализации ими социальных норм и социального опыта создают трудности для адекватного социального развития.

Проблема социализации детей, находящихся в центре помощи детям, становится одной из приоритетных в современных психолого-педагогических исследованиях.

По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Как отмечают исследователи в области социальной работы, дети, оставшиеся без попечения родителей характеризуются особым протеканием процесса социализации :

• у детей, оставшимся без попечения родителей, либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо опыт носит негативный асоциальный характер;

• отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

• нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

• жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в учреждениях интернатного типа, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально - ролевых отношений;

• частое отсутствие общения со сверстниками в разновозрастной группе.

В связи с этим немаловажной проблемой является изучение особенностей социальной адаптации детей, воспитывающихся в условиях центра помощи детям.

В ходе исследовательской работы по вопросам социальной адаптации воспитанников раннего возраста Центра помощи детям было выявлено следующее: эмоциональное состояние детей нестабильно: новый раздражитель влечет к отрицательным эмоциональным реакциям; однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации; нередко отмечается задержка в развитии; уровень сформированности навыков самообслуживания невысок; уровень проявления самостоятельности низкий; отрицательные проявления социальных форм поведения воспитанников превышают положительные.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. Необходимо создание психолого-педагогических условий для успешной социальной адаптации воспитанников раннего возраста посредством психолого-педагогического сопровождения в деятельности сотрудников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Поэтому необходимо объединение усилий всех участников педагогического процесса, причастных к адаптации ребенка в ЦПД.

Считаем, что работу необходимо проводить как с воспитанниками, так и с сотрудниками, осуществляющих воспитание, развитие и уход за детьми.

Работа с детьми должна быть направлена на:

1. Стабилизация эмоционального состояния детей.

2. Установление продуктивных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

3. Развитие у детей познавательной активности.

4. Формирование навыков самообслуживания.

Подразумевается работа как групповая, так и индивидуальная, используя словесные, наглядные, игровые методы.

Групповая работа направлена на развитие эмоциональной сферы воспитанников, включающее в себя стабилизацию эмоционального состояния, формирование социальных форм поведения, активность в различных видах деятельности.

Индивидуальная работа направлена на формирование навыков самообслуживания, развитие крупной моторики воспитанников выстраивается на каждого ребенка исходя из результатов диагностики.

Несмотря на то, что проблема не нова и у педагогов, специалистов ЦПД имеется свой опыт помощи воспитанникам к вхождению в коллектив, имеет смысл разработка конкретных действий в период адаптации воспитанников. Эти действия подразумевают слаженность коллектива, умения проявлять гибкость в сложных ситуациях, сохранение положительного эмоционального состояния воспитанников, а также предотвращения профессионального выгорания сотрудников ЦПД.

Работа с сотрудниками направлена на:

1. Повышения уровня компетентности сотрудников Центра.

2. Стабилизацию эмоционального состояния сотрудников и воспитанников Центра.

3. Активность в различных видах деятельности.

В работе с сотрудниками используется следующие формы: диагностика эмоционального состояния сотрудников, консультации, практические занятия, мастер-классы, тренинги.

Условия реализации психолого-педагогического сопровождения:

• Четкое представление целей и постановка задач.

• Конкретное планирование деятельности.

• Материально-техническое обеспечение.

• Систематическое проведение занятий.

Социальная эффективность :

Для сотрудников, специалистов: личностный рост, профессиональный рост, сформированная профессиональная компетентность по вопросам социальной адаптации воспитанников ЦПД, способность оказать взаимопомощь.

Для учреждения: в результате реализации проекта учреждение получает компетентных сотрудников по вопросам социальной адаптации воспитанников ЦПД, а также получает сплоченный заинтересованный в своей деятельности коллектив.

Для воспитанников : успешная социальная адаптация воспитанников ЦПД.

Главным условием развития ребенка является создание жизнерадостной обстановки вокруг него. Коллектив ЦПД играет огромную, важную роль в воспитании детей. Поэтому важна слаженность коллектива, необходимо умение проявлять гибкость в сложных ситуациях, сохранять положительное эмоциональное состояния как свое, так и воспитанников, а также предотвращать профессиональное выгорание сотрудников.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Час здоровья в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух! Здоровье – это красота! Здоровье – это сила! Здоровье – это выносливость! Здоровье – это.

Фотоотчет о посещении краеведческого музея воспитанниками центра помощи семье и детямФотоотчет о посещении краеведческого музея воспитанниками центра помощи семье и детям Весенние каникулы - замечательное время, шанс для ребенка отдохнуть после самой длинной и трудной третьей четверти, набраться сил для.

Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад»Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад» Дорогие друзья, доброе время суток! Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт.

Фотоотчет о творческой деятельности воспитанников центра помощи семье и детям «Осенние фантазии»Фотоотчет о творческой деятельности воспитанников центра помощи семье и детям «Осенние фантазии» Дорогие друзья, доброе время суток! Осень - удивительно красивое, самое живописное время года! Осень любит желтые, красные, оранжевые.

Календарно-тематический план воспитателя центра помощи семье и детям КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН воспитателя ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" на 2015-2016 г. г. С е н т.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Видео-круиз «Любовью дорожить умейте» для воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Цель: Формирование у воспитанников гармонии чувств и красоты человеческих отношений. Задачи: 1. Помочь детям понять, что любовь — основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Опубликовано: 14 апреля 2023 в 18:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ончукова (УИ 483718) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД