Наталья Ончукова
Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в раннем возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа педагогов социальных центров, СРЦН
- Темочки
Социальная адаптация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации закладываются именно в детстве.
Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными.
Социальная ситуация развития ребенка в условиях центра помощи детям связана с отсутствием родительской опеки, позитивных межличностных отношений, нормального общения, любви, заботы и т. д. Такие условия жизни обусловливают нарушение психологического пространства ребенка, его эмоциональной, мотивационной, волевой и поведенческой сфер, деструктивно влияют на развитие его личности, искажают представление о себе и других людях, затрудняют адекватное понимание детского и взрослого мира, осознание собственного Я.
Дети раннего возраста, находящиеся на попечении центра помощи детям, находятся в искусственно благополучных условиях. В условиях разновозрастной группы дети ограничены в общении со сверстниками. Постоянно сменяющийся обслуживающий детей персонал приводит к недоразвитости связи между ребенком и значимым взрослым. Своеобразная закрытость социального учреждения, ограниченность социальных связей детей, оставшихся без попечения родителей, ограниченность сферы реализации ими социальных норм и социального опыта создают трудности для адекватного социального развития.
Проблема социализации детей, находящихся в центре помощи детям, становится одной из приоритетных в современных психолого-педагогических исследованиях.
По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Как отмечают исследователи в области социальной работы, дети, оставшиеся без попечения родителей характеризуются особым протеканием процесса социализации :
• у детей, оставшимся без попечения родителей, либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо опыт носит негативный асоциальный характер;
• отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
• нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
• жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в учреждениях интернатного типа, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально - ролевых отношений;
• частое отсутствие общения со сверстниками в разновозрастной группе.
В связи с этим немаловажной проблемой является изучение особенностей социальной адаптации детей, воспитывающихся в условиях центра помощи детям.
В ходе исследовательской работы по вопросам социальной адаптации воспитанников раннего возраста Центра помощи детям было выявлено следующее: эмоциональное состояние детей нестабильно: новый раздражитель влечет к отрицательным эмоциональным реакциям; однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации; нередко отмечается задержка в развитии; уровень сформированности навыков самообслуживания невысок; уровень проявления самостоятельности низкий; отрицательные проявления социальных форм поведения воспитанников превышают положительные.
Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. Необходимо создание психолого-педагогических условий для успешной социальной адаптации воспитанников раннего возраста посредством психолого-педагогического сопровождения в деятельности сотрудников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Поэтому необходимо объединение усилий всех участников педагогического процесса, причастных к адаптации ребенка в ЦПД.
Считаем, что работу необходимо проводить как с воспитанниками, так и с сотрудниками, осуществляющих воспитание, развитие и уход за детьми.
Работа с детьми должна быть направлена на:
1. Стабилизация эмоционального состояния детей.
2. Установление продуктивных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
3. Развитие у детей познавательной активности.
4. Формирование навыков самообслуживания.
Подразумевается работа как групповая, так и индивидуальная, используя словесные, наглядные, игровые методы.
Групповая работа направлена на развитие эмоциональной сферы воспитанников, включающее в себя стабилизацию эмоционального состояния, формирование социальных форм поведения, активность в различных видах деятельности.
Индивидуальная работа направлена на формирование навыков самообслуживания, развитие крупной моторики воспитанников выстраивается на каждого ребенка исходя из результатов диагностики.
Несмотря на то, что проблема не нова и у педагогов, специалистов ЦПД имеется свой опыт помощи воспитанникам к вхождению в коллектив, имеет смысл разработка конкретных действий в период адаптации воспитанников. Эти действия подразумевают слаженность коллектива, умения проявлять гибкость в сложных ситуациях, сохранение положительного эмоционального состояния воспитанников, а также предотвращения профессионального выгорания сотрудников ЦПД.
Работа с сотрудниками направлена на:
1. Повышения уровня компетентности сотрудников Центра.
2. Стабилизацию эмоционального состояния сотрудников и воспитанников Центра.
3. Активность в различных видах деятельности.
В работе с сотрудниками используется следующие формы: диагностика эмоционального состояния сотрудников, консультации, практические занятия, мастер-классы, тренинги.
Условия реализации психолого-педагогического сопровождения:
• Четкое представление целей и постановка задач.
• Конкретное планирование деятельности.
• Материально-техническое обеспечение.
• Систематическое проведение занятий.
Социальная эффективность :
Для сотрудников, специалистов: личностный рост, профессиональный рост, сформированная профессиональная компетентность по вопросам социальной адаптации воспитанников ЦПД, способность оказать взаимопомощь.
Для учреждения: в результате реализации проекта учреждение получает компетентных сотрудников по вопросам социальной адаптации воспитанников ЦПД, а также получает сплоченный заинтересованный в своей деятельности коллектив.
Для воспитанников : успешная социальная адаптация воспитанников ЦПД.
Главным условием развития ребенка является создание жизнерадостной обстановки вокруг него. Коллектив ЦПД играет огромную, важную роль в воспитании детей. Поэтому важна слаженность коллектива, необходимо умение проявлять гибкость в сложных ситуациях, сохранять положительное эмоциональное состояния как свое, так и воспитанников, а также предотвращать профессиональное выгорание сотрудников.