Папки-передвижки

Социальная адаптации ребенка с ОВЗ в группе детского сада

Вера Кошкина
Социальная адаптации ребенка с ОВЗ в группе детского сада

Социальная адаптации ребенка с ОВЗ в группе детского сада

Кошкина В. В.

Воспитатель МАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор»

Пермский край Пермский район с. Фролы

Социальная адаптации ребенка с ОВЗ в группе детского сада.

Публикация «Социальная адаптации ребенка с ОВЗ в группе детского сада» размещена в разделах

В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение в нашей стране на данный момент придается воспитанию и обучению детей с особенностями в развитии.

Так в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование.

В законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.

В п. 5 данной статьи говорится:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

- создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

По мнению О. Е. Потаповой: «Основная проблема детей с ОВЗ заключается в отсутствии их связи с миром, ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченном общении с природой. Эта проблема не только следствие состояния физического и психического здоровья ребенка, но и результат сложившегося общественного сознания.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья проходит успешнее в случаях реабилитационной работы с ребенком не только в различных учреждениях, но и в семье, при организации комплексной работы, включающей мероприятия психологического, педагогического и социального характера и подключение к реализации реабилитационной программы здоровых сверстников. Дети с ОВЗ не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников, общение с ними – одна из ступеней социальной адаптации ребенка с особенностями в развитии.»

Процесс социализации (по Л. М. Шипицыной) осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах: в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация; в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими; в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки.

В настоящее время во многих странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, то есть «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».

Нашу группу посещает ребенок c ОВЗ с детским церебральным параличом. При поступлении в ДОО ребенок имел ряд социально-педагогических проблем : уровень самостоятельности, не соответствующий возрасту; ограниченные способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению; речь и неречевые средства общения используются ребенком в очень ограниченном объеме.

Как только ребенок начал посещать группу мы определили основную цель работы с ним: создание системы психолого-педагогических мероприятий направленных на предотвращение детской дезадаптации.

Перед собой поставили задачи:

-разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение социального развития ребенка с ОВЗ, направленное на обеспечение его социальной адаптации к условиям дошкольного учреждения, с минимальными потерями в физическом, психологическом, социальном здоровье;

-создать условия для раннего выявления нарушений в эмоциональной и коммуникативной сфере у всех участников педагогического процесса;

-повышать медико-психолого-педагогическую компетентность родителей.

Для организации образовательного процесса педагогами ДОО была написана индивидуальная адаптированная программа, сроком обучения на 2 года. Так как ребенок посещает массовую группу, АОП была разработана в части коррекционной работы узкими специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем).

Педагоги группы скорректировали II содержательный раздел основной образовательной программы в освоении программного содержания средней и старшей групп по ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Разработали план работы по адаптационным мероприятиям ребенка в коллектив.

Была создана без барьерная среда помещения групповой комнаты, в которой по возможности были устранены все барьеры, мешающие передвижениям ребенка, мебель (игровые модули) были дополнительно закреплены к стенам и полу, что создало дополнительную опору для ребенка. При расстановке мебели и игрового оборудования мы учитывали недостаточную координированность и устойчивость ребенка с ДЦП. В свободном доступе расположены стеллажи для настольных и дидактических игр и упражнений, пособия для развития мелкой моторики, конструктор, книжный уголок и пр.

До поступления мальчика в нашу группу с детьми были проведены беседы, которые направлены на развитие навыков толерантного восприятия и отношений к людям с различными особенностями здоровья. Познакомили с достижениями людей с ограниченными возможностями здоровья через просмотры документальных и мультипликационных фильмов. Читали и обсуждали художественную литературу по этой теме. Все эти мероприятия были направлены на формирование эмоционального отклика.

Большое внимание уделили социальной адаптации в коллективе через игровую деятельность и специально организованные ситуации, развивали добрые отношения к новому другу и желание сделать ему приятное.

Проводили игры на сплочение детского коллектива, которые позволяли детям активно взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь в разных жизненных ситуациях. На совместных организованных видах деятельности использовали метод индивидуального подхода, личностно-ориентированный метод (облегченные задания, четко поставленный вопрос, обыгрывание посильных ситуаций). Также большое внимание было уделено развитию социальнобытовой деятельности:

- по развитию культурно – гигиенических навыков;

- по организации питания;

- по уходу за одеждой, обувью и другими предметами обихода;

- по формированию представлений о культуре поведения в различных ситуациях;

- по формированию умений организовать свой досуг.

Социокультурная реабилитация способствует участию в общественных мероприятиях. Мальчик принимает участие во всех мероприятиях, которые проходят в нашем детском саду : праздники, развлечения, спортивные досуги. Это оказывает стимулирующее воздействие на ребенка, способствует его социальной интеграции, а у детей, не имеющих нарушений здоровья, формируются гуманные личностные качества.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это еще и работа с его родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский). Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности.

Мы выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы воспитателя зависит, насколько семьи воспитанников группы понимают политику, проводимую детским садом по отношению к воспитанию, обучению детей с ОВЗ и участвуют в ее реализации.

Такая работа нами проводилась по четырем направлениям:

1. Информационно – аналитическое. Мы выявляли интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности по отношению к взаимодействию детей массовой группы с детьми с ОВЗ. В качестве основной формы работы в данном направлении выступало анкетирование.

2. Познавательное направление предполагало ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, а также формирование у родителей практических навыков взаимодействия с людьми с ОВЗ.

Так как родительское собрание – является классической и самой распространенной формой, мы провели родительское собрание «Роль окружающих во взаимодействии с людьми с ОВЗ». Познакомили с характеристиками диагноза ДЦП. Подготовили консультации «Жизнь с ДЦП. Проблемы и пути решения» для того чтобы совместно оказывать психологическую поддержку семье и ребенку.

Провели семинар - практикум с участием педагога-психолога «Совместные коррекционно-развивающие игры», на который были приглашены все родители. На нем поднимался так же вопрос адаптации ребенка с ОВЗ в группе сверстников, подготовке детей к принятию особого ребенка.

С родителями ребенка проводились индивидуальные беседы и консультации.

3. Досуговое направление - включение родителей ребенка с ОВЗ в массовые мероприятия (их участие в конкурсах, соревнованиях, выставках, акциях) основная цель которого - снятие эмоционального напряжения как у родителей и, так и у ребенка, а также формирования чувства гордости за своих родителей и уверенность в своих достижениях и возможностях.

4. Наглядно-информационное направление дало возможность родителям ознакомиться с работой детского сада по созданию без барьерной среды для людей с ОВЗ и проведению инклюзивного образования в нем ( например: «Песочная терапия», «Работа консультационного пункта в детском саду» и др.).

Мы считаем, что поставленные задачи нами были реализованы в полном объеме.

Коллектив детей принял мальчика без каких-либо проблем. Дети оказывали посильную помощь в формировании навыков самообслуживания, например, при сборе на прогулку и возвращения с нее, по возможности помогали выполнять продуктивные работы (для того, чтобы ребенок видел конечный результат своей деятельности). Мальчик чувствует себя в группе комфортно. Конфликтных ситуаций между детьми не возникает. Родители полностью удовлетворены работой педагогов детского сада.

Публикации по теме:

Информационная памятка для родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД!Рекомендации по адаптации малышаУважаемые родители! Для того, чтобы Ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском.

Конспект занятия «Рыбка» для адаптации детей младшей группы детского сада Ритуал начала занятий: Песенка «У жирафа пятна, пятна.» Игрушка гость: рыбка. Необходимое оборудование: — декорации для сказки — камыши,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада. Факторы, влияющие на процесс адаптации» Перед ребенком, который начал посещать детский сад, возникает проблема изменения уже сформированного поведенческого стереотипа, обусловленная.

Коррекционное занятие по сказке «Колобок» с детьми в период социальной адаптации к условиям детского сада Цель: создать радостное настроение Задачи: - формировать эмоциональную отзывчивость к сказкам; - развивать зрительную, слуховую и тактильную.

Коррекционное занятие с детьми в период социальной адаптации к условиям детского сада по сказке «Курочка Ряба» Цель: создать положительное эмоциональное настроение Задачи: - знакомить детей со способами выражения эмоций; - формировать положительную.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации к условиям детского сада. Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Рано или поздно, но перед каждой.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию на примере программы дошкольного.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Легкое перышко»Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Легкое перышко» Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Легкое перышко» Тип проекта: социально-коммуникативный. Срок реализации:.

Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада. Как надо готовить родителям ребёнка к поступлению в детский.

Самоанализ занятия «Зайчик» педагога-психолога по адаптации детей к условиям детского сада .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптации ребенка с ОВЗ в группе детского сада
Опубликовано: 8 августа 2019 в 20:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД