Елена Жукова
Социализация ребенка дошкольного возраста в системе дошкольного образования как средство успешной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Целенаправленная работа по социализации детей дошкольного возраста в условиях инновационного ДОУ начинается с диагностирования. Диагностирование уровня социального развития детей - это проводимые педагогом, психологом и социальным педагогом исследования, которые дают им информацию о социальном развитии группы детей и каждого воспитанника в отдельности.
Определение уровня социального развития детей требует комплексного использования следующих методов диагностики:
Публикация «Социализация ребенка дошкольного возраста в системе дошкольного образования как средство успешной адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
методы психолого-педагогической диагностики развития детей, которые включают в себя наблюдение за детьми в естественных условиях, специализированные опросники, стандартизированные тесты, игровые задания и т. п.
методы изучения особенностей педагогической культуры родителей и их готовности сотрудничать с педагогами ДОУ в вопросах воспитания детей;
методы психолого-педагогической самодиагностики сотрудников ДОУ ;
методы обобщения материалов диагностики образовательного процесса инновационного ДОУ.
Таким образом, психолого-педагогическая диагностика в организации воспитательно - образовательного процесса по социальному развитию старших дошколь-ников выполняет ряд функций:
1. Информационно-прогностическую, которая дает информацию о начальном уровне социального развития детей. Результаты диагностики являются исходными данными для прогнозирования и проектирования условий, для эффективной социализации старших дошкольников и реализации их на практике с учетом выявленного у воспитанников уровня.
2. Коррекционно-формирующую, которая позволяет своевременно выявить недостатки и отклонения в социальном развитии детей, осуществлять коррекционно-развивающую работу, как с воспитанниками, так и с семьями воспитуемых.
3. Оценочно-результативную, позволяющую определить и оценить результаты своей педагогической деятельности, определить, насколько точно и полно удалось реализовать поставленные воспитательные задачи.
4. Аналитическую функцию, способствующую выявлению причинно-следственных связей в образовательном процессе между условиями и результатами социализации дошкольников.
5. Собственно диагностическую функцию, предполагающую психолого-педагогическое изучение развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагогов.
Для выявления уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ можно использовать следующие методики:
- «Проективные рассказы»,
- тест Р. Теммл, В. Амен, М. Дорки «Тревожность» - определение эмоционального состояния;
-«Рисунок семьи» - выявляет особенности семейных взаимоотношений;
- «Социометрия», «Два домика» - изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада,
- «Лестница», «Какой Я» - выявление уровня самооценки;
- тест «Варежки», методика Р. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной – направлены на изучение коммуникативных умений дошкольников;
- «Кактус», «Дом, дерево, человек» - помогают определить личностные особенности;
- Обследование эмоционального самочувствия ребенка в д/с.
- Изучение социальных эмоций детей (Г. А. Урунтаева)
- Изучение понимания эмоциональных состояний людей.
- Опросник нравственных представлений
- Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями
- Метод экспертной оценки
Наблюдение, беседа с ребенком, воспитателями, родителями дают информацию, подтверждающую или опровергающую результаты проведенной диагностики. С помощью наблюдения за детьми в различных видах деятельности определяется и уточняется структура расстройств поведения и эмоций, если они имеются. В процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком выделяются общие комплексные и специфические, характерные признаки расстройств поведения и эмоций у детей.
Осознавая свое «Я», ребенок самоутверждается («Я сам!», стремится воздействовать на ситуацию, вступает в отношения с другими людьми. В дошкольный период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром, природой, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям. Формируются основы самосознания, социальная мотивация поведения. Ребенок пытается ориентироваться в своем поведении на оценку окружающих. Но часто мы отмечаем, что многие дети слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи нередко вообще не в состоянии решить самостоятельно.
Для детей, имеющих проблемы в эмоционально-личностной сфере сторона организации коррекционно-развивающего процесса является важным условием. Педагог-психолог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у воспитанников положительное отношение к занятиям. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой у детей появляется желание действовать вместе и добиваться положительных результатов.
При подборе дидактического материала, игр, пособий предпочтение отдается ярким и занимательным иллюстрациям и игрушкам, позволяющим запоминать названия предметов, живых существ окружающего мира и явлений жизни, узнавать и называть их в дальнейшем независимо от их цвета, формы, величины.
Играя с детьми, педагог-психолог создает проблемную ситуацию, побуждающую ребенка встать в позицию субъекта познания. Дальнейшее конструирование коррекционно-развивающего процесса связано с включением освоенных ребенком способов поведения в его повседневную жизнь.
Эффективными приемами, используемыми в коррекционно-развивающей работе с детьми являются:
• игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу ( задача: разъяснить, научить, убедить);
• дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
• игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;
• телесно-ориентированные техники;
• психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Основной формой взаимодействия педагога-психолога с детьми являются организованные игровые занятия и тренинги, в которых ведущая роль принадлежит взрослому. Усвоение детьми социальных норм зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание каждого ребенка. Поэтому методологической основой построения работы с воспитанниками являются идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.