МААМ-картинки

Социализация ребенка дошкольного возраста в системе дошкольного образования как средство успешной адаптации

Елена Жукова
Социализация ребенка дошкольного возраста в системе дошкольного образования как средство успешной адаптации
▼ Скачать

Целенаправленная работа по социализации детей дошкольного возраста в условиях инновационного ДОУ начинается с диагностирования. Диагностирование уровня социального развития детей - это проводимые педагогом, психологом и социальным педагогом исследования, которые дают им информацию о социальном развитии группы детей и каждого воспитанника в отдельности.

Определение уровня социального развития детей требует комплексного использования следующих методов диагностики:

Публикация «Социализация ребенка дошкольного возраста в системе дошкольного образования как средство успешной адаптации» размещена в разделах

методы психолого-педагогической диагностики развития детей, которые включают в себя наблюдение за детьми в естественных условиях, специализированные опросники, стандартизированные тесты, игровые задания и т. п.

методы изучения особенностей педагогической культуры родителей и их готовности сотрудничать с педагогами ДОУ в вопросах воспитания детей;

методы психолого-педагогической самодиагностики сотрудников ДОУ ;

методы обобщения материалов диагностики образовательного процесса инновационного ДОУ.

Таким образом, психолого-педагогическая диагностика в организации воспитательно - образовательного процесса по социальному развитию старших дошколь-ников выполняет ряд функций:

1. Информационно-прогностическую, которая дает информацию о начальном уровне социального развития детей. Результаты диагностики являются исходными данными для прогнозирования и проектирования условий, для эффективной социализации старших дошкольников и реализации их на практике с учетом выявленного у воспитанников уровня.

2. Коррекционно-формирующую, которая позволяет своевременно выявить недостатки и отклонения в социальном развитии детей, осуществлять коррекционно-развивающую работу, как с воспитанниками, так и с семьями воспитуемых.

3. Оценочно-результативную, позволяющую определить и оценить результаты своей педагогической деятельности, определить, насколько точно и полно удалось реализовать поставленные воспитательные задачи.

4. Аналитическую функцию, способствующую выявлению причинно-следственных связей в образовательном процессе между условиями и результатами социализации дошкольников.

5. Собственно диагностическую функцию, предполагающую психолого-педагогическое изучение развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагогов.

Для выявления уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ можно использовать следующие методики:

- «Проективные рассказы»,

- тест Р. Теммл, В. Амен, М. Дорки «Тревожность» - определение эмоционального состояния;

-«Рисунок семьи» - выявляет особенности семейных взаимоотношений;

- «Социометрия», «Два домика» - изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада,

- «Лестница», «Какой Я» - выявление уровня самооценки;

- тест «Варежки», методика Р. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной – направлены на изучение коммуникативных умений дошкольников;

- «Кактус», «Дом, дерево, человек» - помогают определить личностные особенности;

- Обследование эмоционального самочувствия ребенка в д/с.

- Изучение социальных эмоций детей (Г. А. Урунтаева)

- Изучение понимания эмоциональных состояний людей.

- Опросник нравственных представлений

- Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями

- Метод экспертной оценки

Наблюдение, беседа с ребенком, воспитателями, родителями дают информацию, подтверждающую или опровергающую результаты проведенной диагностики. С помощью наблюдения за детьми в различных видах деятельности определяется и уточняется структура расстройств поведения и эмоций, если они имеются. В процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком выделяются общие комплексные и специфические, характерные признаки расстройств поведения и эмоций у детей.

Осознавая свое «Я», ребенок самоутверждается («Я сам!», стремится воздействовать на ситуацию, вступает в отношения с другими людьми. В дошкольный период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром, природой, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям. Формируются основы самосознания, социальная мотивация поведения. Ребенок пытается ориентироваться в своем поведении на оценку окружающих. Но часто мы отмечаем, что многие дети слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи нередко вообще не в состоянии решить самостоятельно.

Для детей, имеющих проблемы в эмоционально-личностной сфере сторона организации коррекционно-развивающего процесса является важным условием. Педагог-психолог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у воспитанников положительное отношение к занятиям. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой у детей появляется желание действовать вместе и добиваться положительных результатов.

При подборе дидактического материала, игр, пособий предпочтение отдается ярким и занимательным иллюстрациям и игрушкам, позволяющим запоминать названия предметов, живых существ окружающего мира и явлений жизни, узнавать и называть их в дальнейшем независимо от их цвета, формы, величины.

Играя с детьми, педагог-психолог создает проблемную ситуацию, побуждающую ребенка встать в позицию субъекта познания. Дальнейшее конструирование коррекционно-развивающего процесса связано с включением освоенных ребенком способов поведения в его повседневную жизнь.

Эффективными приемами, используемыми в коррекционно-развивающей работе с детьми являются:

• игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу ( задача: разъяснить, научить, убедить);

• дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

• игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;

• телесно-ориентированные техники;

• психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Основной формой взаимодействия педагога-психолога с детьми являются организованные игровые занятия и тренинги, в которых ведущая роль принадлежит взрослому. Усвоение детьми социальных норм зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание каждого ребенка. Поэтому методологической основой построения работы с воспитанниками являются идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация ребенка дошкольного возраста в системе дошкольного образования как средство успешной адаптации
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 22:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация ребенка дошкольного возраста в системе дошкольного образования как средство успешной адаптации» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД