Анастасия
Социализация младших школьников в современных условиях. Факторы социализации младших школьников
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, навыков, знаний, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе.
В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план. Это связано со множеством факторов :
- меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка,
Публикация «Социализация младших школьников в современных условиях, Факторы социализации младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
- современной реформой образования,
- увеличением социально-педагогических проблем детей.
В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа. Образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации и выступает для ребёнка «подлинной моделью общества… приобретённые в семье задатки и навыки социальной жизни приобретают здесь новый социальный контекст… ребёнку передаётся вся система социальных требований» [1].
Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей и подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микро группах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром - через природу и средства массовой информации. Рассматривая с этих позиций цель нашей деятельности, мы видим ее главные составляющие, адекватные основным социальным функциям, реализуемым человеком в жизни. Такими составляющими является сформированность у учащихся готовности:
- к цивилизованным человеческим отношениям
- к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Практические шаги по реализации этого методологического подхода к деятельности, опирающейся на уважение к ребенку, убедили в том, что социализация ребенка будет осуществляться более эффективно, если:
1. Обеспечить включенность детей в реальные социально-значимые отношения.
2. Регулировать отношения детей и взрослых на основе гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей.
3. Гармонировать права ребенка на основе взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.
Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.
Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы.
При работе с детьми по социализации учитель начальной школы должен ставить перед собой такую цель;
- создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации
Каким образом мы решаем эту задачу?
Свою работу по социализации учителя начальной школы начинают с изучение семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений детей и родителей. В составлении социального паспорта класса включаем: типы семей, состав семьи, педагогический стиль [2].
Социально-педагогическая работа является системной деятельностью, направленной на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий :
- всесторонняя педагогическая диагностика,
- изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи,
- гуманность и открытость образовательного учреждения,
- наличие подготовленных кадров для этой работы – социальных педагогов [3].
К базовым условиям успешности социализации ребё нка мы относим следующие:
- состояние психического здоровья детей;
- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
- обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
- организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе [6].
Давайте отметим, С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что «ребенок развивается, обучаясь и воспитываясь, а не развивается и обучается и воспитывается. Это означает, что воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его черты характера, способности не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка».
Проанализировав данный тезис, можно говорить о необходимости специальной организации обучения школьника в качестве его учебной деятельности. Но стоит заметить, что школьный процесс сегодня, как в принципе и все общество в целом, переживает достаточно сложный период.
Многие ученые, Я. А. Каменский, П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский и др., отмечали, что семья играет большую роль в успешной социализации младших школьников.
Особенности социализации ребенка с раннего возраста в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев обосновываются в последние десятилетия в работах Г. Н. Волкова, Н. Д. Никандрова, E.H. Шиянова, P.M. Гранкиной и др. [5]
В современной науке рассматривается роль семьи в успешной социализации в качестве совокупности всех социальных процессов, с помощью которых индивидом усваивается и воспроизводится определенная система знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать как полноправному члену общества.
оциализация в семье зависит от отношений, которые складываются внутри семьи, от авторитета и власти родителей, от состава семьи. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений. Семья формирует личность ребенка с помощью осуществления социальной функции.
Результат социализации - это степень социальной зрелости растущего человека, т. е накопление им в себе социального человеческого свойства.
Таким образом, для определения эффективности процесса социализации младшего школьника можно выделить группы критериев: социальная адаптированность, социальная автономизация, социальная активность.
Группы:
1. социальная адаптированность - активное приспособление ребёнка к условиям общественной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия, мотивация достижения успехов в реализации целей;
2. социальная автономизация - реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;
3. социальная активность - реализация готовности к социальным действиям в сфере общественных отношений, которая направлена на общественно значимое преобразование окружающей среды, самостоятельность, творчество, результативность действий.
Социализация в детстве устанавливает пределы тому, что может быть достигнуто путем социализации во взрослом возрасте.
Когда дети поступают в начальную школу, у них появляется новый статус. Младший школьный возраст характеризуется переходом к новой социальной роли [3].
Факторы социализации.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум [4].
Таким образом, развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Список литературы:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
2. Изотова Е. И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников. //Психология и школа. – 2010. - №1. – С. 24 - 39
3. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя. //Вестник образования. – 1991. - №8. – С. 19-23.
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. Москва, 2009.
6. Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей /под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2002.