Ксения Сергеевна Негуляева
Социализация детей через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Социализация детей через
(Из опыта работы)
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их социализации.
Публикация «Социализация детей через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социализация с точки зрения педагогики - это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или овладевает ключевыми компетентностями. Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться.
Какие компоненты социализации можно выделить?
– это эмоциональное благополучие ребенка в любом коллективе;
– позитивное восприятие окружающего мира;
– коммуникативная компетентность дошкольника;
– развитие социальных навыков детей соответственно возрасту. Дошкольный возраст – «начальный период осознания ребёнком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений»
Формирование навыков социализации у дошкольников базируется на приобретении нового опыта с удовольствием, радостью и обязательно сопровождается положительными эмоциями.
Изучив многочисленные подходы и методы, позволяющие реализовать поставленные перед мною задачи в области социализации, я выделила определённые инструменты, представляющие интерес не только для меня, но и для других участников образовательного процесса. Наиболее эффективным в условиях ДОО, по моему опыту, является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность - форма работы, объединяющая воедино все виды деятельности и вовлекающая всех участников воспитательного процесса, включающая все компоненты социализации это проектная деятельность.
Исходя из выше изложенного, я поставила перед собой цель:
освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Задачи:
1) формирование представление детей дошкольного возраста о социальных ролях, которые он выполняет в обществе, государстве и мире;
2) формирование социализации дошкольников посредством технологии проектирования, нравственных и культурных ценностей через совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
3) привлечение родителей дошкольников к процессу социализации их детей;
4) повышение компетентности сотрудников ДОО в вопросах социализации дошкольников в проектной деятельности.
Занимаясь данной проблемой, я изучила методическую и справочную литературу таких авторов как: Близнецова В. С., Виноградова О. В., Лихачева Е. Н., Токач Е. В., Бобкова Н. П., Ершова Е. С., и д. р. авторов. Опираясь на научные исследования вышеназванных авторов, подобрала диагностический инструментарий по проблеме социализации дошкольников в проектной деятельности.
Почему я считаю проектную деятельность важным инструментом социализации?
Проектная деятельность устанавливает контакты в различном сочетании: взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок, семья-ребёнок, педагог-родители; даёт представления ребёнку о планировании собственной деятельности, возможность поставить вопрос (проблему) и определить пути решения, т. е. делает его социально-компетентным; расширяет кругозор детей, пытливость ума, творческие способности, когнитивные качества; вооружает ребёнка инструментами позволяющими, решать любые творческие и естественно – практические задачи; даёт возможность детям различных возрастов сотрудничать, перенимать опыт; даёт родителям возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения; даёт возможность детям почувствовать свою значимость, а родителям увидеть успешность своих детей.
Проектная деятельность в детском саду является источником положительных эмоций, способствует развитию коммуникативных процессов, погружает ребёнка в атмосферу радости, творчества создаёт фундамент формирования человека созидательного, устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям, менее подверженного стрессам и разочарованиям, владеющим формулой успешности в обществе – умением общаться с людьми.
Для работы по формированию социализации использую проектный метод, который включает такие этапы:
Подготовительный этап Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.
Организационный этап
Формирующий этап Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.
Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.
Педагоги, специалисты ДОУ.
Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные, посещение выставок в экспоцентре, музее и т. д.
Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.
Итоговый этап Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
Одной из форм, которую я широко использую в работе, является праздники и развлечения. В подобных мероприятиях я отдаю предпочтение не столько воспроизведению знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы, сколько включенности детей в переживание событий, в осознание социальных проблем, доступных пониманию детей.
Однако, как бы я ни старалась, полноценная работа по вопросам социализации дошкольников не возможна без участия родителей. Стоит отметить также влияние проектной деятельности на социализацию родителей. Родители сами превращаются в детей, уходят закрепощённость, замкнутость, агрессия, высокомерие. Возникает желание общаться, играть, творить, созидать.
Данная работа приносит свои плоды, родители стали активными помощниками в организации предметно – развивающей среды.
Мною разработаны и реализованы краткосрочные проекты : «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», «Осень-разноцветная».
Работу в данном направлении, я буду продолжать, и надеюсь к окончанию дошкольного возраста своих воспитанников получить хороший результат.