Ольга Сычева
Собственная статья «Экспериментируем вместе.»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки и увлажняет глаза.
Дети с удовольствием собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой: предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Задумывались ли вы, отчего все малыши становятся неутомимыми исследователям, почему нас ставят в тупик множество разнообразных детских вопросов?
Публикация «Собственная статья „Экспериментируем вместе,“» размещена в разделах
Многие ученые считают, что дети по своей природе активно стремятся узнать как можно больше о том, что их окружает. Малыши проявляют особый интерес к исследовательской деятельности, потому что на возраст 4-10 лет приходится период восприятия взаимосвязей в окружающем мире.
Дети стремятся проводить опыты с различными телами и веществами, узнавая их свойства. Для мамы это - прекрасная возможность помочь ребенку узнать как можно больше о воде, земле, воздухе, природных явлениях. Важно не только рассказывать ребенку о том, что ему интересно, нужно привлекать его к показу удивительных вещей и
сделать его активным участником исследований.
Как играть с водой?
Для малышей
Вода - один из самых популярных объектов исследований у детей. Они с удовольствием купаются в ванне, реке, море и могут «часами» мыть руки.
У детей раннего возраста мышление наглядно – действенное. Ребенку хочется ко всему прикоснуться, потрогать, понюхать, постучать…
Игры – эксперименты можно проводить как в ванне, так и в тазике с водой. Предложите ребенку различные пластмассовые емкости. Можно использовать баночки и бутылочки разного размера, вида, фактуры объема. Бутылку можно погружать под воду разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально. Пусть ребенок завинтит крышку на пустой пластмассовой бутылке и бросит ее в воду. Бутылка будет плавать на поверхности воды. А теперь пусть попытается опустить ее ко дну и удержать там. Потом можно до половины наполнить бутылку водой и пустить ее в воду. Она будет плавать под наклоном. Если бутылку наполнить водой до верха, закрыть крышкой и опустить в воду, то она будет тонуть.
Научите ребенка наливать воду в бутылку, сжав ее и погрузив кончик в воду. Можно предложить малышу наполнить бутылку при помощи других емкостей. Также ему будет интересно наблюдать, как вода вытекает из отверстий бутылки (их можно сделать ножницами или другими острыми предметами).
Тонет – не тонет
Положите перед ребенком подобранные предметы: пробки, пластмассовые крышки, шарики от пин-понга, резиновые игрушки, металлические ложки, камни и др. Предложите ребенку бросать в воду по одному предмету. Малыш заметит, что некоторые предметы опустились на дно, а другие остались на поверхности. Пусть ребенок попробует достать предметы из воды пинцетом или сачком.
Вода прозрачная, без вкуса и запаха, имеет вес
Предложите ребёнку заполнить стеклянную банку водой разными ёмкостями (ложкой, небольшой чашкой, напёрстком и т. д.) Пусть ребёнок сам определит, чем удобнее наливать воду в банку. Когда банка будет наполнена водой, поиграйте с малышом в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Ребёнок делает вывод, что вода прозрачная. Пусть ребёнок понюхает воду и скажет, чем она пахнет.
Предложите ребёнку выпить немного воды и определить, есть ли вкус у воды. Для сравнения дайте попробовать сок и молоко.
Приготовьте две одинаковые ёмкости, закрытые крышками, одна из них наполнена водой. Пусть ребёнок сравнит банки по весу и определит, какая банка тяжелее и почему.
Для детей старшего возраста
Вода замерзает
Предложите ребёнку заполнить разные ёмкости водой и поставьте их в холодильник. Через некоторое время ребёнок увидит, что вода замёрзла.
Лёд – твёрдая вода
Для детей 4-5 лет можно предложить во время зимней прогулки набрать снега и принести домой. Снег нужно поместить в ёмкость. Ребёнок, наблюдая за ним, делает для себя вывод, что снег тает и превращается в воду. Если в ёмкость поместить кусочки льда разной величины, то ребёнок может увидеть, что льдинки тают за разные промежутки времени. Помогите ребёнку сделать вывод.
Растворяется – не растворяется
Приготовьте для ребёнка сахар, соль, стиральный порошок, муку, речной песок, растительное масло, пищевые красители, крупы (гречневая, манная и т. д.) и ёмкости с водой. Пусть ребёнок пробует растворить в воде эти вещества. Можно предложить ребёнку растворить вещества в тёплой воде. Что изменилось? Проделанный опыт можно зарисовать вместе с ребёнком и сделать вывод.
Напор воды
Снимите крышку с пустой пластмассовой бутылки. Проделайте в бутылке три дырки, одну над другой. Затем заклейте дырки клейкой лентой. Наполните бутылку водой и быстро удалите клейкую ленту. Обратите внимание ребёнка на то, как из дырок вырываются струи воды. Какая струя самая мощная?
Самая нижняя струя будет самой мощной, потому что её толкает давящая сверху вода.
Вода поднимается
Предложите ребёнку опустить в воду полоску бумажного полотенца. Посмотрите, что произойдёт. Можно добавить в стакан с водой немного чернил и опустить в него обрезанный стебель сельдерея. Оставьте стебель на три дня, а потом посмотрите, что произошло. Нарежьте стебель на кусочки, и вы увидите чернильные пятна внутри. Они показывают, где вода поднималась по стеблю.