Кливиткина Вера Николаевна
Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение
«Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя».
Слайд 1.
Совершенствование качества обучения и воспитания в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Чтобы не отстать от времени, воспитатель должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Публикация «Самообразование как форма повышения педагогического мастерства воспитателя» размещена в разделах
Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии. «Педагог учится всю жизнь» - это известная истина. Воспитатель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.
Слайд 2.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь : «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
В настоящее время воспитатель имеет возможность выбрать наиболее приемлемые для себя формы повышения своего профессионально мастерства. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам воспитатель, а руководители методических и административных структур инициируют и стимулируют этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, аттестации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим воспитателем.
Слайд 3.
Важно помнить, что речь идет о самообразовании, если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного воспитателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности воспитателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют воспитатели – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., но единый процесс самосовершенствования должен быть неотъемлемой потребностью каждого воспитателя.
Слайд 4.
Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию и др. у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на воспитанниках и их родителях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ воспитателя как «несовременного человека».
• Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим воспитателем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже Почётные грамоты, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно обучает и воспитывает, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда обучать и воспитывать?
Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать открытые мероприятия коллег, районные методические объединения, участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Слайд 5.
Самообразование как постоянная деятельность воспитателя включает :
• посещение библиотек, изучение научно - методической и учебной литературы, материалов Интернет-сайтов;
• участие в Педагогических советах, методических объединениях;
• посещение занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов и приёмов обучения;
• теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм организованной образовательной деятельности, мероприятий, собственных методических разработок и материалов.
• обучение на курсах повышения квалификации;
• просмотр Веб-семинаров и видеолекций в сети Интернет;
• создание собственных мини-сайтов и личных страничек на профессиональных педагогических сайтах.
Слайд 6.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует воспитатель, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание воспитателя работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Важно помнить, что результат самообразования - это повышение качества проводимой работы с детьми и рост профессионального мастерства педагога.
Слайд 7.