Елена Фарафонова
Природа как средство эстетического и нравственного воспитания личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Природа как средство эстетического и нравственного воспитания личности ребенка
Жить в зелёном мире этом хорошо
зимой и летом
Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком
В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.
И прекрасна жизнь вокруг, человек природе – друг!
Важным условием духовной жизни человека являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. О влиянии красоты написано и сказано немало. Ещё древние греки полагали, что красота, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
Публикация «Природа как средство эстетического и нравственного воспитания личности ребенка» размещена в разделах
Природа- источник ощущения прекрасного. Начальной школой эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.
Важнейшая задача - ввести ребенка в природу, научить видеть,понимать и чувствовать её красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности. Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется её совершенство, испытывает стремление разгадать её тайны.
Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек наделённый чувством прекрасного, стремится жить по законам красоты. Очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.
Нравственное воспитание- это формирование положительных черт характера человеческой личности. Ребенок с первых дней жизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего возникают первые симпатии к людям. Позже его интересует вопрос, что хорошо и что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Таким образом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения, которые не редко имеют еще весьма наивный характер. Необходимые условия для нравственного воспитания :
- установление правильных взаимоотношений детей, а также детей и взрослых;
- четкое выполнение режима и сохранение положительного эмоционального состояния ребенка;
- воспитание организованности и культуры поведения ребенка;
- привитие любви к родной природе.
С самого раннего возраста нужно развивать у ребенка умение доводить начатое дело до конца (например, надеть все кольца на стержень пирамидки и т. д., преодолевать встречающиеся затруднения (например, немного подождать, когда дадут желаемую игрушку, спокойно относиться к неудачам и небольшим неприятностям (например, разлил суп или слегка ушибся); необходимо воспитывать любознательность, сосредоточенность и многое другое, что ложиться в основу характера человека.
Эстетическое воспитание - это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасному, к искусству, выработка отрицательного отношения к дурному. Используя разные виды искусства воспитатель формирует у ребенка отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает духовный мир его, развивает воображение и чувства. Осуществляется это благодаря следующим условиям:
- эстетика окружающей среды (здания детского учреждения, групповые комнаты, игрушки, одежда ребенка и воспитателей);
- эстетический облик детей и воспитателей;
- воспитание внимания к красоте природе, музыке, пению, танцу, живописи, художественному слову.
Эстетические чувства и восприятия в раннем возрасте носят еще неосознанный характер поэтому необходимо обогащать их с помощью разнообразных средств : украшение групповых комнат к праздникам; красивая и удобная мебель, игрушки, цветы, организация музыкальных занятий; обучение элементам изобразительной деятельности.
Предшествующий опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить своё отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, дети сопоставляют действительность и художественный образ, ярче чувствуют красоту природных явлений. Во все времена природа оказывала огромное влияние на человека. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.
Литература: М. В. Бениаминова " Воспитание детей ".