Наталья Викторовна Шуваева
Роль родителей в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.
Чувственное восприятие мира захватывает малыша, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.
Целенаправленное эстетическое развитие ребенка с раннего возраста помогает ему раскрыть себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста. Большой потенциал для развития творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Темочки:
Наш детский сад «Солнышко», особое внимание уделяет творческому развитию детей и взрослых, считая одной из приоритетных задач своей деятельности совершенствование изображения и фантазии ребенка.
Для успешного достижения поставленной цели и развития личности ребенка в целом необходима скоординированная работа всех участников образовательного процесса детей, воспитателей, специалистов и родителей, а также единая позиция взрослых в понимании перспектив развития ребенка.
Основная задача, которую мы стремимся решить на занятиях, - «развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, собственное видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства».
Немаловажный прием в развитии детского творчества – проживание ситуации своего успеха. Поэтому в конце каждого занятия организуются мини – выставки детских рисунков. Каждый ребенок может полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером с родителями. Ежегодно в День защиты детей, дети демонстрируют свои лучшие достижения на выставке рисунков всех воспитанников детского сада.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками педагога и помогали создавать необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать ребенка, а поняв его помогать во всем, быть терпеливыми и верить в детей.
Взаимодействие с родителями осуществляется в «Клубе для родителей», «Школе молодой семьи», лектории «Основы культуры здоровья», где родители получают теоретические знания о роли изобразительной деятельности в развитии ребенка. И начинают понимать, что изобразительное творчество – могучее средство развития и коррекции внутреннего мира ребенка, что с помощью художественных средств он вырабатывает у себя неравнодушное отношение к людям, сказочным героям, животным и растениям, приобщается к народным традициям, к культуре родного народа. А родители узнают также о роли взрослого в самостоятельной деятельности ребенка, учатся общению с детьми в совместной творческой деятельности.
Приобщаясь к творчеству, родители приобретают практические умения в художественной деятельности, благодаря которым они могут творить вместе с детьми. На групповых собраниях они знакомятся с содержанием программы по изобразительной деятельности и методами закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности ребенка дома.
Для определения единых требований к ребенку дома и в детском саду родители младших групп знакомятся с правилами работы с художественными материалами, а мамы и папы старших групп узнают о различных видах деятельности, направленной на подготовку руки ребенка к письму.
На консультациях родители узнают о достижениях своих детей, получают методическую помощь и рекомендации по развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Во время осенних прогулок – походов вместе с инструктором по физической культуре Хамзиной Е. Г., мы организуем творческую деятельность родителей с детьми в соответствии с совместно разработанным сценарием. Изображая красоту осеннего леса и создавая образы сказочных персонажей, родители и дети увлеченно рисуют, выполняют общие задания.
У взрослого появляется возможность помочь своему ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать его личным примером.
Одной из форм работы с родителями являются выставки совместного творчества.
Подготовка к ним начинается за 2-3 недели: составляется положение о выставке с указанием темы, номинаций необходимых материалов, проводятся консультации, встречи с родителями, на которых они включаются в выбор материалов и форм деятельности, вариантов создания композиций.
При подготовке к выставке особое внимание уделяется предварительной работе с детьми. Необходимо увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к творчеству родителей, заинтересовать детей, показывая уже готовые работы, побуждать их созданию совместных с родителями композиций. Тогда и родители начинают проявлять интерес, увлекаются, создают разнообразны поделки с детьми и активно участвуют в выставках «Золотая осень», «Новогодняя сказка», «Мое село». Это Бадамшина З. М., Ибляминова Д. А., Успанова Ф. Я., Бажекова Р. Ф., Бушуева Т. В. и т. д.
Активное участие в выставках принимают практически все сотрудники детского сада: Тажиева З. Р., Максакова Г. В., Володина Н. М., Завьялова Л. Я., Тимонина Л. П., Шуваева Н. В.
После оформления выставки проводятся дневные экскурсии для детей и воспитателей и вечерние для детей и родителей.
Дети с большим интересом рассматривают экспонаты, с гордостью показывают друзьям изготовленные совместно с папами и мамами. Родители с благодарностью отзываются о выставке, осознают, что работа эта нужная и важная.
Таким образом, развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, овладевать основами изобразительной грамоты, которая открывает им путь к пониманию изобразительного искусства и окружающего мира.