Светлана Николаевна Ильина
Сообщение «Построение и общий характер урока»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ СТР. 3
2. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К УРОКУ СТР. 3
3. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА СТР. 5
4. ПОСТРОЕНИЕ УРОКА СТР. 7
5. ХАРАКТЕР ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА СТР. 9
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТР. 10
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СТР. 11
«Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного лица детей и юношества». Дмитрий Борисович Кабалевский.
ВВЕДЕНИЕ.
Публикация «Сообщение „Построение и общий характер урока“» размещена в разделах
Фортепианный урок в музыкальных школах представляет собой основную работу педагога с учащимися и является основной формой организации учебного и воспитательного процесса. Педагог на своих индивидуальных занятиях ставит перед собой задачи, которые способствуют постепенному развитию творческих и музыкальных способностей ребёнка, помогает развить его эстетические чувства.
Работа педагога очень сложна: педагог имеет дело с учениками разной степени одарённости, ему приходится развивать сложные исполнительские навыки, при этом уметь укладываться в нормативность занятий. Поэтому педагог должен обладать не только глубокими знаниями, но и высокой техникой педагогического мастерства: иметь правильный подход к каждому ученику, при этом учитывая его индивидуальные способности, находить правильные решения той или иной проблемы в самых различных ситуациях. Но, наконец,- самое главное, - педагог должен уметь использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть проверить и домашнюю работу ученика, и дать ему чёткие, запоминающие указания, успеть помочь ученику на самом уроке. Учитель должен владеть разнообразными приёмами проведения урока, постоянно находить и рассматривать новые возможности, новые сочетания приёмов педагогического воздействия.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К УРОКУ.
Подготовкой педагога к уроку является редактирование, анализ и проигрывание учебного материала.
Редактирование учебного материала включает в себя следующие моменты:
1. Обнаружение опечаток в нотном тексте;
2. Уточнение обозначений артикуляции (в старых изданиях);
3. Дополнение аппликатуры. 4Необходимые дополнения или исправления ремарок - если это нужно.
При редактирование можно допустить упрощение звуковой ткани, например, исключение одного из звуков аккорда для маленьких рук или замена некоторых связных переходов - несвязанными. Сюда можно отнести укрупнения шрифта аппликатурной цифровки (для детей). В работе с детьми редакция нотного текста по возможности не должна изменяться в дальнейшем. В работе с более продвинутыми и способными учениками возможны позднейшие изменения: ученик должен научиться понимать, что поздние уточнения могут быть вызваны закономерным изменением отношения к той или иной музыкальной фразе, а также обнаруженными свойствами технического рисунка. Перед показом ученику его учебного материала педагог должен качественно исполнить произведения, и проанализировать его как с художественной, так и с технической стороны. При проработке произведений педагог должен представить ученику произведение с такими средствами выразительности, которые будут тому доступны. К примеру, следует воздержаться от использования педали, при показе начинающему. Разумеется, наряду со всем этим педагог постоянно показывыть ученику в своей игре всю палитру выразительных возможностей инструмента (фортепиано, рояля, открывая ему постепенное овладения инструментом.
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА.
Педагог должен подробно представлять себе ход урока. Последовательность деятельности урока – делает урок собранным, интересным и не скучным. В проведении урока должна присутствовать «живость», о которой часто говориться в вопросах об обучении детей. На скучном уроке взрослый ученик скучает, а ребёнок легко разбалтывается, начинает шалить. Правильными по отношению к детскому возрасту будут следующие рекомендации: 1 речь, обращённая к ребёнку, должна состоять из коротких, грамотно выстроенных фраз, речь должна быть понятна для детского детского восприятия и мышления.
2. Ребёнок имеет право на повторность объяснений; более взрослый ученик обязан запоминать указания с первого раза;
3. Интенсивность проведения урока должна повышаться от младших классов к старшим: в младших классах приходиться учитывать и медленность восприятия ребёнка, и медленность его соображения, и ограниченность способности к распределению внимания, и отсутствие привычки к длительной непрерывной работе. В старших классах нужно, наоборот, заботиться о том, чтобы урок был достаточно интенсивным.
4. Более взрослый ученик должен уметь работать на основе общих правил и обобщённых указаний; указания ребёнку 8-9 лет должны быть вначале конкретными, а общие правила должны выводиться из сопоставления, сравнения.
5. Домашние задания детям младшего возраста должны быть конкретными; а детям более старшего возраста - можно предоставить самостоятельность в планировании своей работы. Учителю необходимо правильно и чётко представить в каком порядке он будет работать над материалом, какие приёмы педагогического воздействия будут им использованы, и что нужно достигнуть с учеником, не только на этом уроке, но и представлять конечный результат всей работы. План урока может меняться и по ходу занятий, это может быть связано с разными причинами: не подготовкой учащегося к уроку, с его нерабочим состоянием, с непониманием требуемого от него, со сложностью некоторых приёмов исполнения. Но, если, например, ученик пришёл на урок с холодными руками, - нет смысла начинать работу с виртуозного произведения; если ученик просит показать ему заинтересовавшую его пьесу - нужно выполнить его просьбу.
Важно заранее обдумывать не только содержание и ход урока, но и своё общее отношение к ученику на уроке : общий уровень требовательности, степень строгости или мягкости, общий характер обращения с учеником, а самое главное - своё внутреннее отношение к ученику, которое всегда должно быть симпатизирующим, немотря на характер обращения.
Необходимо часто вносить что-то новое и в общий подход к каждому ученику, и в распорядок урока, и в проверку заданий. Педагог, который разговаривает с учеником в течение всего учебного года однообразной речью, повторяющий одни и те же правила одинаковым выражением, постоянно спрашивает в одинаковом порядке произведения, применяющий постоянно одни и те же приёмы – вряд ли сможет пробудить в ученике творческое отношение к исполнительской работе.
Не следует жёстко планировать и проводить урок. Имея план того, что предстоит сделать, педагог должен всегда быть готов к импровизации своих действий, в зависимости от реакции и внимания своего ученика. Непосредственность, живость общения учителя с учеником будет способствовать созданию творческой атмосферы на уроке, внося что-то новое в свою работу.
Нужно думать о том, чтобы урок был интересен и разнообразен не только для ученика, но и для самого педагога. Если педагог старается заинтерисовать ученика, но сам при этом «скучает», естественно, не может быть и речи о положительном эффекте. Заинтересованность педагога легко передаётся ученику, но не стоит забывать о личности ученика: перегружать его психику трудными задачами – это выматывает его нервную систему и приводит к различным последствиям.
ПОСТРОЕНИЕ УРОКА.
При построении урока педагог должен работать с учеником не только над «главным материалом», который должен быть выучен до определённого времени, но и думать о работе над «вспомогательным» – это и различные упражнения разного рода, и пьесы, которые могут быть пройдены ознакомительно, с целью развития реакции ученика на ранообразное музыкальное содержание, или на расширение его музыкально – художественного кругозора; сюда можно отнести и игру с листа, игру по слуху, игру в четыре руки, транспонирование. Для основной группы упражнений (гаммы, арпеджио) – время уделяется в начале урока; на другие упражнения (часто необходимые) – чаще не хватает времени, как и не хватает на игру по слуху и на игру с листа. Нужно, чтобы ученик понял – что нужно работать над упражнениями, игрой по слуху, читать с листа каждый день независимо от того, проверил педагог эту работу или нет.
Проверять упражнения в начале урока –правильно, потому что это форма для установления контакта с учеником, для овладением его вниманием; это даёт ученику возможность «собраться», настроиться, разогреть руки.
Часовой урок не может охватить более трёх заданий (этюд, часть сонаты, две-три мелкие пьесы). Из пьес – заранее намеченных – следует останавливаться в первую очередь, на тех где по предложению педагога требуется большая помощь. Если вопрос на понятен, то следует сначала прослушать два - три задания, а затем начинать работу с наиболее важного. Когда же педагог ясно представляет ход работы над всеми заданиями, - имеет смысл проработать лишь над участками из всех произведений, не прослушивая их целиком.
Работая с первыми произведениями, педагог должен рассчитывать время так, чтобы успеть сказать всё самое необходимое и по поводу остальных произведений, успеть дать нужные заключительные указания. Следует избегать «незаконченных» уроков, когда педагог вынужден прерывать свою работу, обнаружив просрочку времени, при этом накопление в классе учеников, ожидающих своего урока, создаёт большие затруднения занятий. Увлекаясь плодотворной работой с одним учеником, преподаватель должен просто ускорить занятие со следующим, договориться с обоими о том, что в следующий раз второму будет уделено больше времени, а первому – меньше.
Мысленно анализируя итоги работы, педагог должен поставить себе следующие вопросы: 1. - дал ли урок ученику новый стимул к самостоятельной работе, повысил ли урок увлечение музыкой, повысил ли волю к преодолению исполнительских трудностей;
2. - чем данный урок вооружил ученика в смысле знания общих принципов исполнения, знаниями технических правил, подходов к самостоятельной работе, знания приёмов;
3. – какие были допущены психологические ошибки педагога: раздражительность, постоянное повторение словесных пояснений, чувство антипатии к ученику, к работе с ним и т. д. ; что наоборот было в общении учеником творческого, свежего, хорошего.
4. – чем обогатился методический опыт педагога, какие были на уроке достигнуты цели, как с технической, так и с художественной стороны.
При анализе проделанной работы на уроке педагог чётко должен представлять, что он не успел сделать из-за недостатка времени, что было лишним на уроке, на чём можно было сэкономить время. Очень важно и полезно бывает представить проведение урока с раннее намеченным планом: какие моменты намеченного плана были забыты на уроке, какие не были выполнены из-за недостатка времени, из-за неправильности восприятия ученика определённо поставленных задач. Такое сопоставление текущего урока даёт возможность, с одной стороны, лучше намечать содержание следующих уроков, с другой стороны, более чётко в дальнейшем проводить в жизнь свои намерения.
ХАРАКТЕР ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.
Характер проведения урока зависит в сильной мере от индивидуального подхода к ученику. Индивидуальный подход – основа музыкальной педагогики. Объём и сложность осваиваемого материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи его педагогом должны быть разными для каждого ученика в отдельности. Педагогу не следует часто подчёркивать ученику недостатки, критиковать за леность или плохую подготовку, лучше постараться найти что-то интересное, положительное; не подавлять инициативу ученика, а даже в чём-то уступить, не пресекать его собственных устремлений. Уже последующие уроки дадут возможность исправления имеющихся у ученика надостатков. Распознание индивидуальности ученика, типа его музыкально - исполнительского дарования помогает выработать систему необходимых для него средств воздействия. Залогом качественной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде. Наблюдение педагога за процессом развития своего ученика – одна из важнейших исходных моментов в решении задач его музыкального обучения. Правильно подобанный художественно - педагогический репертуар, составление методически продуманных индивидуальных планов – являются главным условием успешной работы педагога и учащегося на уроках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать: Нужно помнить, что в деле духовно- нравственного воспитания юного музыканта, его мировоззрения у педагога по индивидуальным занятиям по специальности есть больше возможностей, чем у других учителей и это надо обязательно помнить и использовать в нашей нелёгкой педагогической деятельности. Мы должны стремиться к тому, чтобы воспитать в самом маленьком музыканте любовь и чувственность к музыкальному искусству. «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могучее средство самовоспитания.» - Виктор Сухомлинский.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А. П. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» Классика – XXI 2001 г.
2. Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста» Киев 1979 г.
3. Б. Кременштейн «Педагогика Г. Г. Нейгауза» Москва «Музыка» 1984 г.
4. Я. И. Мильштейн «Вопросы теории и истории исполнительства»
Москва «Советский композитор» 1983 г.