Лариса Акиньшина
Консультация «Пластилинография в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пластилинография в детском саду", воспитатель МБОУ «СОШ №24 имени В. Г. Столля» структурное подразделение- дошкольное отделение
В новом учебном году каждый из нас педагогов выбирал себе тему по самообразованию. Тему, которая будет ему интересна и увлекательна. Я для себя выбрала «Пластилинография в детском саду», конкретно меня интересовали занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста. Спросите почему? Есть ряд причин: во-первых, мне интересно самой создавать картины с помощью такого доступного материала как пластилин; во-вторых, я работаю с детьми, которые скоро пойдут в школу, а развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук важно для будущих первоклассников. Занятия пластилинографией развивают умелость рук ребенка, укрепляют силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, происходит хорошая мышечная нагрузка пальцев наших воспитанников. Дети, таким образом, подготавливают руку к освоению довольно сложного навыка, как письмо. Получается, мы готовим детей к занятию письмом, увеличивая уровень их работоспособности в школе и в нее.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Лепка. Консультации для родителей
- Лепка. Методические разработки
- Пластилинография, техника работы с пластилином
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Темочки
В нашем детском саду я веду кружок «Чудо- пластилин», где занимаются двенадцать мальчиков и девочек. Изучив методики работы с дошкольниками в этом виде техники, я разработала рабочую программу кружка, по ней и работаю. В качестве материалов для написания рабочей программы и своего самообразования в рамках освоения техники пластилинографии в ДОУ познакомилась с наработками в области развития мелкой моторики с помощью лепки у дошколят разного возраста: с маленьких до подготовительной группы. Хочу и с Вами поделиться своими знаниями, опытом работы.
Итак, что же такое пластилинография? Пластилинография является одним из самых «молодых» направлений изобразительного творчества. Пластилинография- это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему изображений на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» -значит создавать, изображать, а «пластилин» - материал, используемый в работе. Техника рисования пластилином доступна и проста в исполнении. Она не перегружает детей, является очень увлекательной и интересной. Мне тоже захотелось научить своих детей тому, что умею делать сама, захотелось сделать наши занятия занимательными, нестандартными с элементами новизны.
Рассмотрим, для начала, более подробно все, что связано с пластилинографией в ДОУ.
Какие же цели и задачи ставит перед собой техника пластилинографии?
1. Тактильная активность, проявляемая детьми при играх с пластилином, развивает внимание, мышление, память, восприятие, речь дошкольников.
2. Тренировка ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (у ребенка развивается сила рук, движения рук более согласованны, мышечная нагрузка пальцев подготавливает руку к письму).
3. Воспитание эстетических представлений (у детей формируются знания о сочетании цветов, фактур; они учатся оценивать изобразительное творчество).
4. Развитие усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.
5. Знакомство с окружающим миром, развитие познавательного интереса.
6. Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.
Методы, используемые в работе при знакомстве с техникой пластилинографии :
• наглядность (показываем детям образцы готовых картин и схемы поэтапного выполнения поделки);
• словесные методы работы (рассказ, беседа, объяснение порядка выполнения приема пластилинографии);
• практические методы (дети отрабатывают приемы различных техник, экспериментируют с сочетанием приемов и техник, придумывают различные игровые действия с готовыми поделками).
В ДОУ овладение пластилинографией предполагает использование тех же приемов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционной технике лепки на занятиях с детьми:
• раскатывание «колбасок» - кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
• скатывание «шариков» - бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик круговыми движениями ладоней;
• отщипывание - от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
• прищипывание - кусочки соединяются в один элемент;
• оттягивание – кончиками пальцев пластилиновой детали придается заостренная форма;
• сплющивание в «блинчики» - пластилиновой детали придается форма лепешки.
Дошкольники знакомятся с новыми приемами, используемыми именно в технике пластилинографии :
• размазыванием – пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
• примазыванием и придавливанием - соединением деталей для получения цельного сюжета;
• налепливанием – нанесением элементов из пластилина на шаблон;
• заглаживанием – приемом, когда пластилин заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
• смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков – в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших группах учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
Освоение детьми приемов работы с пластилином для изготовления поделок в традиционной и нетрадиционной техниках ведется параллельно.
Для успешного освоения навыков работы с пластилином и проведения занятий кружка я использовала следующие приемы:
• игровая мотивация- важный стимул развития познавательного интереса воспитанников (создавала проблемную ситуацию и ставила перед детьми проблемную игровую задачу для ее решения, наталкивая их на поиск решения, развивая мыслительные способности детей);
• воспроизведение движений в воздухе (показывала движения в воздухе сама, предлагала детям повторить их);
• совместные действия (если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, вместе с ним выполняла действие);
• работа детей на общем фоне (коллективная деятельность- на больших листах с общим сюжетом композиции. Сначала на рабочих местах дети делали «заготовки», а потом подходили к фону; пока дети не освоили хорошо технику прижима к фону, он находился горизонтально, затем фон располагался вертикально. Такая последовательность позволяла детям менять позу во время занятий);
• стихи, загадки подбирала к теме занятия.
Далее рассмотрим формы работы с дошкольниками по пластилинографии, ведь ею можно заниматься не только со старшими ребятами, но и с младшими воспитанниками:
• первая младшая группа- отдельно с каждым малышом (дети повторяют за педагогом, выкладывают детали поочередно);
• вторая младшая группа- отдельно с каждым малышом и в мини- группах, парах (малыши повторяют выполнение, опираясь на готовый образец, который создавался на их глазах, в мини-группах;
• средняя группа – индивидуальная работа и в парах (изготовление поделок по образцу, самостоятельное планирование и подготовка элементов для поделки);
• старшая и подготовительная группы – индивидуальная работа, работа в мини-группах, коллективная (всей группой) (самостоятельное придумывание сюжетов и материалов воплощения; комбинация пластилинографии, сюжетно-игровая форма выполнения поделки: описывают, рассказывают, обыгрывают и прочее).
Виды пластилинографии, используемые в ДОУ:
• прямая пластилинография -картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесен контур рисунка) Занятия можно начинать проводить уже со второго семестра первой младшей группы;
• витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали дети выкладывают на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесенным заранее контурам). Занятия проводятся со старшими детьми с 5-7 лет;
• контурная лепка- картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения- так ему придается объем, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины, занятия проводят во втором семестре второй младшей группы или в средней группе в зависимости от уровня подготовки детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить из шприца;
• многослойная лепка- изображение получается последовательным нанесением слоев пластилина (из «лепешек» разного цвета делаем «слоеный пирог» от темных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали, занятия проводятся с детьми старших групп;
• мозаичная техника- выкладывание картины шариками из пластилина разного размера, занятия уже проводятся с детьми второй младшей, средней групп;
• модульная лепка- элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и прочее, а затем эти модули собираются в единую композицию;
• фактурная техника- создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф-изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф- образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф- рисунок углубляется в фон, занятия организуются с детьми подготовительной группы.
В основном в ДОУ практикуется эти шесть видов пластилинографии, но я хочу познакомить вас с еще одним видом-это
• Рельефная лепка- создание пластилиновых картин путем нанесения рисунка стекой или наложения формы на основу, такие занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.
Что же лучше использовать в работе?
Материалы, приспособления для работы по пластилинографии :
• пластилин используем ярких оттенков, поддающийся лепке, нежирный;
• для основы- картон, прозрачный пластик или оргстекло (витражная пластилинография);
• графические трафареты, контурные шаблоны, обычные раскраски;
• дощечки для лепки, стеки, скалочки для раскатывания пластов пластилина, шприц без иглы;
• бросовый материал для декорирования поделок.
Тематика занятий самая разнообразная и пересекается с учебно-образовательной работой дошкольного учреждения. Так, например, перед Днем матери на занятиях по развитию речи мы беседуем с детьми о празднике, учим стихотворение, на занятии по ознакомлению с окружающим миром рассматриваем историю возникновения этого праздника, знакомимся с традициями его празднования, а на пластилинографии делаем поделки для любимых мам.
Занятия кружка «Чудо- пластилин» с детьми старшего дошкольного возраста в нашем детском саду проводятся два раза в неделю, по 30 минут, согласно разработанной мною программе, методическим рекомендациям, с учетом санитарных требований.
Для себя я сделала выводы, что техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием занимаются, открывают
новое и необычное, творчески развиваются, учатся самостоятельности.
Используемая мною для работы методическая литература:
Г. Н. Давыдова «Пластилинография»- Скрипторий,2003;
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»/Г. Н. Давыдова-М. : Издательство «Скрипторий 2012»,2012-305с;
Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»/Г. Г. Григорьева. -Москва 201687с. ;
И. О. Шницкая «Аппликация из пластилина» Д. : Феникс. 2008;
Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : Мозаика- Синтез, 2006;
Е. Румянцева «Пластилиновая фантазия» М. ,2009;
Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» М. ,ТЦ- Сфера 2010