Бурмистрова Ирина Владимировна
Нормативно-правовое обеспечение ранней профессиональной ориентации дошкольников, терминология
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему: «Нормативно-правовое обеспечение ранней профессиональной ориентации дошкольников, терминология» (на городском семинаре-практикуме «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации дошкольников в контексте ФОП ДО»
(в рамках ГМО старших воспитателей МДОУ)
Бурмистрова И. В., старший воспитатель МДОУ д/с № 95 (корпус № 1)
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного учреждения – МДОУ д/с № 95 «Росточек»
Слайд 4
Коллеги, предлагаю вам вспомнить известные каждому строки: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?»
Публикация «Нормативно-правовое обеспечение ранней профессиональной ориентации дошкольников, терминология» размещена в разделах
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
- Кто автор? Как называется произведение? (Верно, «Кем быть?» В. В. Маяковского). Казалось бы написано давно, в ушедшую эпоху, но, на данный момент эти строки и само произведение актуальны, как никогда. Они доказывают цикличность истории государства: многие профессии сегодня непопулярны, как правило это рабочие специальности, и пришло время их востребованность и популярность возродить. Кто стоит у истоков образования? Мы с вами, значит, нам выпала данная почетная миссия.
Слайд 5
Мы живем в век перемен, которые затрагивают все сферы жизни и деятельности нашего общества и государства. В дошкольном образовании на уровне законодательства также произошли существенные изменения:
- обновлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 № 1155 (в ред. от 08.11.2022 № 955);
- введены единые федеральные образовательные программы: «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» утверждена Приказом Минпросвещения РФ от 25 ноября 2022 № 1028; «Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утверждена Приказом Минпросвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1022;
- принят Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
В данных нормативных актах наряду с действующими: «Постановлением Минтруда «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996г. № 1», «Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, ст. 64, «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р, большое внимание отводится социальному развитию личности, формированию личности инновационного типа, готового развиваться и активно включаться в процесс развития общества. Это в полной мере может быть отнесено и к системе дошкольного образования детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.
Министр просвещения РФ С. С. Кравцов: «Профориентация – очень важное направление работы. Надо, чтобы ребята уже с раннего возраста могли видеть, какие возможности для самореализации есть в их регионе, как развивается экономика, промышленность, сельское хозяйство нашей страны. Мы делаем все для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие школьников (дошкольников, дать им хорошее образование, проводить воспитательную работу». Таким образом, профориентация, самоопределение заняли одну из ключевых позиций не только для основного общего образования, но и для дошкольного образования, т. к. раннее трудовое воспитание и ранняя профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни, обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Слайды 6, 7
Уважаемые коллеги, прежде чем приступить к знакомству детей с миром профессий, готовить детей к осознанному выбору, предлагаю вам вспомнить ключевые понятия, относящиеся к данной теме.
1. Что такое «Труд»?
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, которые удовлетворяют как индивидуальные, так и общественные потребности.
2. Что такое «Профессия»?
Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.
3. Что означает термин «Профориентация в ДОУ»?
Профориентация в ДОУ – это общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенных им в разных видах трудовой деятельности.
Слайды 8-11
С введением ФОП ДО все чаще звучит такое понятие, как функциональная грамотность.
- Казалось бы, как связаны такие понятия, как «профессиональная ориентация», «функциональная грамотность» и «сюжетно-ролевая игра»? К концу нашего семинара, мы поймем суть.
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев)
Функциональная грамотность связана с готовностью:
добывать знания
применять знания и умения
оценивать знания и умения
осуществлять саморазвитие
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
возможность решать различные (в т. ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию;
умением прогнозировать своё будущее.
(Авторский коллектив под рук. Н. Ф. Виноградовой)
Виды функциональной грамотности, формируемой у ребенка-дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО:
формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
формирование речевой (читательской) грамотности дошкольников;
формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
- Коллеги, как вы думаете, формированию какого вида функциональной грамотности способствует игровая деятельность, в том числе, сюжетно-ролевая игра? И к какому виду функциональной грамотности можно отнести формирование ранней профориентации дошкольников? (к социально-коммуникативной грамотности). Т. к. формирование социально-коммуникативной грамотности у ребенка-дошкольника подразумевает:
формировать представление о нормах и ценностях, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
научить ребёнка общаться и взаимодействовать со сверстниками;
научить самостоятельности, целенаправленности собственных действий;
развивать социальный и эмоциональный интеллект, отзывчивость, сопереживание,
формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,
формировать социально-коммуникативные речевые умения (развивать способность вступать в общение и поддерживать его).
Индикаторами социально-коммуникативной грамотности являются:
Способность:
• актуализировать, мобилизовать знания, умения, отношения и ценности,
• проявлять рефлексивный подход к процессу обучения
• обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать.
Наличие системы знаний о глобальных тенденциях развития мира в различных направлениях –экономика, политика, культура и т. д;
Управление поведением: разрешение конфликтов, умение правильно вести себя в незнакомой среде – культурной, конфессиональной, социальной.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:
• технология проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• технология проектная деятельность
• технология исследовательской деятельности
Профориентация дошкольников имеет три направления: приближение детей к труду взрослых; приближение труда взрослых к детям; совместная деятельность детей и взрослых. Осуществить деятельность в данных направлениях и показать реальный результат работы с детьми по ранней профориентации возможно через сюжетно-ролевую игру, как выстроенную целостную систему, начиная с изучения нормативно-правовой базы и, заканчивая взаимодействием с семьями воспитанников.
Систему работы в своих дошкольных учреждениях представят наши коллеги.
Слайд 16 – представление опыта работы по заявленной теме.
Слайд 17
Подводя итог, хочется отметить профессионализм, творческий подход коллег к организации сюжетно-ролевой игры. Это один из самых сложных в плане организации видов детской деятельности. Но, если грамотно выстроена система, созданы условия, то процесс будет действительно радовать всех участников.
- Коллеги, как вы думаете, формированию какого вида функциональной грамотности способствует игровая деятельность, в том числе, сюжетно-ролевая игра? И к какому виду функциональной грамотности можно отнести формирование ранней профориентации дошкольников? (ВСЕХ ВИДОВ)
Хочется завершить нашу встречу словами из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?»: «Книгу переворошив, намотай себе на ус – все работы хороши! Выбирай на вкус!».