Айгуль Камальтдинова
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра» Джон Дьюи
Вводная часть. Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и Федеральном образовательном стандарте нового поколения.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются :
1. Организационное:
Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в детском саду» размещена в разделах
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Что же такое ИКТ?
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Основная часть. Внедрение ИКТ в практику моей работы с детьми, родителями, обусловлено следующими причинами:
1. В построении педагогического процесса, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, мы столкнулись с проблемой нехватки дидактических и наглядных пособий.
2Современная ситуация развития общества складывается таким образом, что ребенок в социуме сталкивается с новинками технического прогресса (Планшетами, гаджетами и т. д., приходя в детский сад зачастую трудно удивить и вызвать эмоциональный отклик на обычную картинку и сухую подачу материала.
3. Желание получить компетентное сопровождение, методическую помощь в организации воспитательно- образовательного процесса, связанный стремительным техническим прогрессом.
4. Существует проблема включенности родителей в педагогический процесс, а также проблема распространения информации в родительской общественности. А в следствии последних событий в стране в связи с пандемией это ощущается гораздо остро.
Итак, как и в каких областях применяю ИКТ лично я?
1. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. Это вебинары, конференции, курсы. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин, как у нас в данный момент, из за пандемии короновирусной инфекции. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей. Зарегистрирована я в многочисленных образовательных сайтах, порталах,все перечислять не буду. Перчислю те, где более активна. Это международный портал МААм. RU. где зарегистрирована с 2013 года. Здесь педагоги делятся с материалами, разработками по занятиям, мероприятиям, мастер классами. https://www.maam.ru/users/den99kam Страница на портале нацпортал. ру. https://nsportal.ru/user/1026978/editИнтересные и познавательные вебинары проводят на сайте Просвещение”, “ ФГОС России”, “ Каменный город” “Милениум” “ Инициатива”, где можно прослушать вебинары, участвовать в конференциях, пройти тестирования и узнать сою компетентность в воспиательно образовательных вопросах в ДО. Благодаря ИКТ техологиям лично я и мои воспиатнники имеют возможность участвовать в различных конкурсах.
Еще одна область применение икт- Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности составляю и оформляю календарные и перспективные планы, картотеки, раздаточный материал, готовлю материал для оформления родительского уголка.
-Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является воспитательно – образовательный процесс.
Воспитательно – образовательнй процесс включает в себя:
- организацию образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время организованной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование современных информационных ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. Все это помогает обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Для своей работы я:
• Подбираю иллюстративный и познавательный материал к занятиям.
• Знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий.
• Создаю презентации в программе Рower Рoint, гугл презентаци для повышения эффективности образовательных занятий с детьми (включая дидактические игры, КВН, викторины, кроссворды).и для оформления праздничных мероприятий.
В образовательной деятельности использую проектор, в определенной части занятия. Использую медиа и аудиоматериалы для проведения занятий, в совместной развивающей деятельности, в режимных моментах. В своей работе использую также онлайн сервисы и инструменты для создания развивающих упражнений которые могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайтах предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Эти упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения.
.Для меня это пока новшество и я выбрала для себя пока только 2 из них. Это LearningАpps.org и Wordwall. Где я создаю дидактический материал, развивающие упражнения для своих воспитанников и делюсь ссылкой на них в разных мессенджерах с родителями, после дети самостоятельно или с небольшой помощью родителей выполняют задания и я могу следить за результативностью дистанционно.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению При работе с икт важно придерживаться рекомендации Сан ПиН
• По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5 лет – не более 10 минут, для детей 6-7 лет - не более 15 минут.
• Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.
• В конце занятия проводить гимнастику для глаз.
• Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности.
• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
3 направление где использую ИКТ - Это работа с родителями.
Взаимодействие детского сaда и семьи – необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Работа с родителями в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в настоящее время направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника.
В новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Одной их таких форм является использование ИКТ в работе с родителями.
В этом случае родителям предоставляется возможность быть в курсе реализуемых программ;
-минимизируется время доступа родителей к информации;
-обеспечивается оперативная осведомленность в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка;
-реализуется возможность воспитателя продемонстрировать фотоматериалы, связанные с деятельностью ребёнка в детском саду;
-обеспечивается индивидуальный подход к родителям воспитанников
-виртуальный диалог воспитателя и родителей группы;
-у родителей повышается мотивации взаимодействия с воспитателем детского сада.
Мы воспитатели, любыми путями пытаемся заинтересовать родителей образовательным процессом, и включить их в процесс. Поэтому был создан конечно же чат с родителям в мессенджере Ватссап, группа в социальной сети ВК. Где мы делимся новостями, выкладываем работы воспитанников, фото и видеомаериалы режимных моментов, мероприятий и праздников. Вели дистанционную образовательную деятельность вовремя всеобщего карантина. Предлагаем занимательные задачи, материалы для закрепления, консультации для родителей.
В заключении хочу сказать что Правильное использование ИКТ приводит к целому ряду положительных моментов:
1. Обогащает занятие эмоциональной окрашенностью.
2. Психологически облегчает процесс усвоения.
3. Возбуждает живой интерес к предмету познания.
4. Формирует навык исследовательской деятельности.
5. Расширяет общий кругозор.
6. Возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях.
7. Освобождает от рутинной ручной работы.
8. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.
9. У родителей повышается уровень включенности в образовательный процесс
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,
творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.