Елена Русикова
Роль дидактической игры в освоении дошкольниками новых знаний
▼ Скачать + Заказать документы
При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны Здесь педагогу легко осуществить личностный, индивидуальный подход к каждому ребёнку при обучении. Например,в игре «Магазин» игровые действия покупателей иные,чем у продавцов, в играх с загадыванием и отгадыванием загадок различны игровые действия у загадывающих и у отгадывающих и т. д. Различен и объём игровых действий. В старших группах 5-6. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко,быстро,согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу. Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь,определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношение между ними и с воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах,умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих, а педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям при обучении.
Публикация «Роль дидактической игры в освоении дошкольниками новых знаний» размещена в разделах
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.
Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми,что и как нужно делать,они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения.
Организующие правила определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.
Дисциплинирующие правила предупреждают о том,чего и почему нельзя делать.
Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил,выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.
Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них,они оценивают правильность действий своих и товарищей, взаимоотношения в игре. Протестуя против нарушения правил, дети говорят: «Он играет не по правилам.»
Результат дидактической игры- показатель уровня достижений детей в усвоении знаний,в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш,полученный любым путём.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное и обучающее воздействие.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи. Решение которых требует сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач, учитывая при этом детскую индивидуальность, особенности личности каждого ребенка. В этом -их развивающая роль.
Список литературы:
1. Кафтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения:учеб. Пособие-М. ,1988.
2. ЛапинаН. Б. Индивидуальный подход к детям в игре. //Воспитание детей в игре/-М. ,1968.
3. РонгинскийМ. Ю. Игровые элементы активного обучения. -Л. ,1991.