Анна Климова
Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер.
Так как игра является ведущей деятельностью ребёнка, то и предложенные игры должны быть интересны детям и вызывать у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Предлагаю вашему вниманию пособия для игр по технологии ТРИЗ – РТВ, которые я использую в самых разных видах деятельности с детьми.
Публикация «Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Пособия «Волшебный домик» и «Волшебный паровозик» («Системный лифт»)
Цели:
– развивать умения анализировать и обобщать;
– формировать диалектическое мышление;
– развивать воображение, умение инсценировать;
– систематизировать правила поведения в лифте;
– обучать использовать модель "системный лифт" для анализа объекта;
Оборудование: "системный лифт", игрушки, наборы карточек.
Работа с "Волшебным домиком".
Воспитатель показывает модель трё хэтажного дома и комментирует ее: Это волшебный домик, в нём три этажа, но нет лестниц. В этом доме живут необычные жильцы. В свои квартирки они попадают с помощью лифта. Хотите тоже покататься на лифте вместе с жильцами?
– Давайте вспомним, что находится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине, живут самые разные предметы…
– На первом этаже – части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся места, где эти предметы могут быть.
1) В: – Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка. (помещает изображение на схему, что будет находиться на первом этаже?
Д: – Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.
В: – А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?
Д: – Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу …
Аналогично рассматриваются "торт", "гитара", после чего еще 2–3 объекта, предложенных детьми.
2) В: – Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.
Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место – предмет – часть (надсистема, система, подсистема.)
Примеры наборов карточек:
– рукав, платье, манжеты;
– клюв, птица, голова;
– дерево, лист, ветка;
– комната, дом, улица;
– стена, комната, обои;
При анализе двух последних вариантов дети убеждаются в том, что один и тот же объект ("комната") может быть и системой и надсистемой в зависимости от других объектов, с ним связанных.
Тема "Транспорт"
В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:
- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
- определяется подсистема природного объекта.
- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится (Нора с лисятами – лисёнок – взрослая лиса)
- рассматривается процесс изменения развития объекта во времени (только что родившийся лисёнок – подросший лисёнок – лиса) и т. п.
Форма организации игр:
- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.
Игровое действие – составление «чудесного экрана» («трёхэкранки» – «Волшебный домик» или «Волшебный паровозик»).
Работа с «Волшебным паровозиком».
Воспитатель показывает модель паровозика с тремя вагонами и комментирует: Этот паровозик необычный, он любит пересаживать своих пассажиров в разные вагоны: - первый вагон называется «Что было?», второй вагон называется «Сейчас», третий вагон называется «Что будет?». Пассажиры очень любят пересаживаться в разные вагоны, а вы хотите поиграть с этим паровозом?
Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени с использование пособия «Волшебный паровозик»
Цель: упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития.
«Что было? Что будет»
Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идё т обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.
«Раньше – позже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игра «Кем был раньше?»
(со средней группы)
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход: Цыпленок (яйцом, лошадь (жеребенком, корова (теленком, дуб (желудем, рыба (Икринкой, яблоня (семечком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, хлеб (мукой, шкаф (доской, велосипед (железом, рубашка (тканью, ботинки (кожей, дом (кирпичиком) сильный (слабым).
Пособие «Модель мира»
Это игровое поле, разделённое на две части. Каждая часть обозначена знаком: рука – рукотворный мир; бабочка – мир природы. Наборы карточек объектов рукотворного и природного мира.
Игры с пособием «Модель мира».
«Не ошибись»
Дидактическая задача : побуждать детей к определению предметов природного и рукотворного мира. Развивать внимание и наблюдательность.
Игровое действие: раскладывание.
Игровое правило: по сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы рукотворного и природного мира.
Ход игры: 1)Взрослый создаёт игровую ситуацию «Поссорились куклы, не могут поделить между собой предметные картинки» и обращается к детям: «Как можно померить кукол?»
После высказывания детей, взрослый обращает внимание на игровое поле со знаками-символами (рука-бабочка) и предлагает детям вспомнить, что они обозначают: «рука» - рукотворный мир; «бабочка» - природный. Взрослый предлагает положить предметы рукотворного мира на поле со знаком-символом «рука», а предметы природного мира на поле со знаком-символом «бабочка». Игра заканчивается, когда все картинки разделены.
2) На полях игры со знаками-символами природного и рукотворного мира разложены соответствующие предметные картинки. В каждом поле находится лишняя картинка. Взрослый предлагает детям найти ошибку и объяснить свой выбор.
Литература:
1. Гин С. И.
Занятия по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений) / С. И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007
2. Дыбина О. В. игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М. : Педагогическое общество России, 2007.