Юлия Мазур
Роль загадки в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на семинаре-практикуме для педагогов на тему «Роль загадки в развитии речи дошкольников»
Цель: расширение представлений педагогов об использовании загадок в развитии речи дошкольников.
Слайд 2.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Публикация «Роль загадки в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Результатом планомерного использования отгадывания загадок являются высокие показатели развития речи детей, слухового восприятия, воображения, памяти, внимания, логического мышления. Систематическое обращение к загадке должно приблизить ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечить более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка.
Слайд 3.
• Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.
• Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку.
• Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.
• Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать.
• Загадка формирует у детей навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания, монологической речи.
• Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
• Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде.
• Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности.
• Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает обучение интересным, ненавязчивым.
• Таким образом, загадка - это не только игра, но и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Слайд 4.
Место в учебном процессе:
• В начале занятий, наблюдений, бесед
• Завершение и обобщение процесса деятельности (изучения предмета или явления)
• Загадки без слов (театрализация)
• Художественное творчество – изобразить отгадку
Слайд 5.
Виды загадок :
• Прямые загадки
• Загадки-рифмовки
• Загадки-обманки
• Загадки на образное мышление
• Математические загадки
• Занимательные (логические) загадки
• Самостоятельно придуманные или собственные загадки
Слайд 6.
Прямые загадки (описательные) - это загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление.
Они могут быть в разговорной форме:
Что такое: сладкая, оранжевая, на грядке растёт. (морковь)
И стихотворной:
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)
Слайд 7.
Загадки-рифмовки :
Отгадывать их несравнимо легче, ведь нужное слово так и просится на язычок. Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
Не боюсь я слова «брысь», — я лесная кошка (рысь)
Слайд 8.
Загадки-обманки :
Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус.
Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это … (мишка)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает. (корова)
Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее (заяц)
Слайд 9.
Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир. (язык и зубы)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (двенадцать месяцев)
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут как тут. (часы)
Слайд 10.
Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят)
Слайд 11.
Логические загадки очень эффективны, потому что стимулируют мышление, умение находить нестандартные решения. Часто логические загадки составлены с подвохом, чтобы запутать дополнительными условиями, ненужными деталями и увести внимание ребёнка.
У бабушки Ани внук Сережа, кот Пушок, собака Бобик. Сколько у бабушки внуков? (1)
Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (1)
Слайд 12.
Собственные загадки :
Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит ребенка:
• говорить ярко, кратко и образно;
• помогает найти сходство между непохожими вещами;
• увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.
Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой обычной прогулке: «Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает». Конечно, это воробей.
Но даже такие описательные загадки будут получаться у ребёнка, только если вы его подготовите. Подготовкой могут стать игры, расширяющие словарь ребёнка, обучающие внимательно рассматривать, отмечать характерные признаки предметов, существ, явлений.
А ещё надо научить ребёнка рассказывать-описывать какие-то объекты, развивать, таким образом, его монологическую речь.
Слайд 13.
Учимся наблюдать и описывать:
Начнем, например, с простого описания яблока. Возьмите в руки яблоко, лучше, если оно будет красивым, крупным, аппетитным. И начинаете рассказывать:
• «Смотри, что у меня есть! Что это? Точно, яблоко, давай посмотрим какое оно. Что можно про него сказать?» (Большое, красивое, один бочок красный, другой жёлтый, есть веточка с листиком)
• «Потрогай, какое оно на ощупь?» (Гладкое, прохладное, скользкое)
• «А если мы его разрежем какое оно будет внутри, посмотрим?» (О! А внутри у него маленькие семечки, из которых можно вырастить яблоньку (можно даже объяснить, что на этой выросшей яблоньке не вырастет такие же вкусные яблочки, рассказать что можно сделать, чтобы из дички вырастить культурное деревце).
• «А давай попробуем, какое оно на вкус!» (Сладкое, кисло-сладкое, а может кислое)
Обязательно снова попробуем рассказать, повторив все, что выяснили о яблоке, но уже вместе с помощью ребёнка. Или предложить ему самому попробовать рассказать о яблоке всё, что выяснил. А ещё и пофантазировать и представить в каком саду оно выросло. Кто и как за ним ухаживал…
После этого легко загадать описательную загадку про яблоко.
Например такую: красный бок и жёлтый бок, откусишь будет вкусно.
Слайд 14.
Подготовительные игры:
Помогают обучать детей придумывать описательные загадки такие игры : «Что бывает…. Какое бывает…»
Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…»
(Подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если ребёнок не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно ( в данном случае: а твердым бывает).
Или «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, А еще каким может быть мяч?» (Например, резиновым или пластмассовым. Точно так же о других предметах или живых существах)
«А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Что бывает синее? И так далее…
Ну, и загадывайте друг другу по очереди загадки, описывая то, что загадали. Например: я загадала куклу. Говорю: «Это есть у тебя, у неё красивые глаза, длинные ресницы…» Ребёнок отгадал, что это кукла, но не знает ещё какая конкретно. Я добавляю: «у неё длинные волосы, красное платье…». Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен ребенок или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
Слайд 15.
Модели составления загадок
Модель 1. «Какой? Что бывает таким же?»
Сочиняем загадку о цыпленке
Какой? Что бывает таким же?
Желтый Солнышко
Пушистый Мех
Легкий Пух
Используем «слова – помощники», КАК, НО НЕ
Слайд 16.
Модели составления загадок
Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»
Сочиняем загадку о мяче
Что делает? Что (кто)делает так же?
Скачет Кенгуру
Катится Колесо
Летит Птица
Используем «слова – помощники», КАК, НО НЕ
Слайд 17.
Модели составления загадок
Модель 3. «На что похоже? Чем отличается?»
Сочиняем загадку про гриб
На что похоже? Чем отличается?
На мужичка Нет бороды
На дом Нет окон
На зонтик У зонтика тоненькая ручка
Используем «слово – связку», НО (без)
Слайд 18.
Принципы отбора загадок :
При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать:
Загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета).
Оно округлое, может быть красное, желтое, зеленое, растет на дереве и очень вкусное. (яблоко)
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками (голос животного, чем он питается, повадки и т. д.).
Голодна – мычит,
Сыта – жуёт,
Малым ребяткам
Молока даёт. (корова)
Слайд 19.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок : о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями.
Стукнешь о стенку - А я отскачу.
Бросишь на землю - А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу. (мяч)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрешки)
Слайд 20.
В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки-рифмовки, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки, выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму).
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. (капуста)
Отлежал себе бочок
Наш пузатый. (кабачок)
Слайд 21.
Детям же старшего и подготовительного дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Зимнее стекло
Весной потекло. (лед)
Растут - зеленеют
Упадут - пожелтеют
Полежат – почернеют. (листья)
Слайд 22.
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово
Есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы
Ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой
В Новый год придет ко мне. (иголка)
Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребенком, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.
Модель 1. «Какой? Что бывает таким же?»
Сочиняем загадку о пирамидке
Какой? Что бывает таким же?
Используем «слова – помощники», КАК, НО НЕ
Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»
Сочиняем загадку о корове
Что делает? Что (кто) делает так же?
Используем «слова – помощники», КАК, НО НЕ
Модель 3. «На что похоже? Чем отличается?»
Сочиняем загадку про автобус
На что похоже? Чем отличается?
Используем «слово – связку», НО (без)