Лучший педагог года

Влияние мелкой моторики на развитие речи

Лилия Баторшина
Влияние мелкой моторики на развитие речи

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе, является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи» размещена в разделах

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Учеными уже давно доказана связь между тонкими движениями рук и активностью мозга. Мелкая (тонкая) моторика не является рефлекторной и требует специального развития.

Влияние мелкой моторики на развитие речи безусловно. Оно заключается в том, что зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкие движения и речь, находятся в непосредственной близости друг от друга. Задействуя зону моторики, мы стимулируем и развитие речевой зоны. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Возникает вопрос: почему наши бабушки не занимались специально развитием моторики, а речь детей развивалась нормально? Да потому, что в те годы в специальных упражнениях не было особой надобности. Большую часть работы по дому дети с раннего возраста делали вместе с родителями вручную: стирали, отжимали белье, штопали, вязали, шили иголкой, мыли полы, чистили ковры, перебирали крупы, готовили еду (числили овощи, лепили вареники, месили и раскатывали тесто). При этом не стоит забывать, что наши бабушки часто играли со своими малышами в «ладушки», «сороку-ворону», «козу рогатую». А это не что иное, как пальчиковые игры – прекрасное средство для стимуляции мелких мышц. В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Сегодня большую часть домашней работы делают за нас бытовая техника и бытовая химия. А мелкая моторика задействуется детьми, увы, только при нажимании на кнопки гаджетов. Современные мамы же, ссылаясь на занятость, все меньше занимаются ручками и пальчиками своих крох.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой, когда возникает – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблема с речевым развитием. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Важным аспектом в развитии мелкой моторики рук является тесное взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. В своих консультациях я стараюсь объяснить, что тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Сегодня специалисты сходятся во мнении, что это можно делать уже с момента, когда пропадает гипертонус новорожденных (в 5–7 месяцев).

В своей небольшой практике я обратила внимание, что дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности. Во время работы с детьми с ОВЗ я использую следующие виды деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук :

– Пальчиковая гимнастика (семья, дружба, овощи, котенок, апельсин и т. д)

– Упражнения с различными массажными мячами («возьми-переложи», «сожми- разожми», «перекаты», «месим тесто»)

– Пальчиковый театр

– Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.

– Пластилинография

– Игры со счетными палочками (выложи по образцу, по указанию используемого количества палочек, по указанию величины фигуры, по замыслу)

– Вырезальный тренажер.

– Рисование пальчиками, ладонью

Игры с предметами домашнего обихода:

*с макаронными изделиями, с крупой (это перекладывание с одной емкости в другую, перекатывание в ладонях, прятать и искать в крупе клад, разбор по видам в разные емкости и т. д).

*с прищепками (как кусается котенок, мамины помощники, так же различные дидактические игры с прищепками)

*с резинками, бусами, заколками.

– Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты.

– Игры с кинетическим песком и водой (вылавливания предмета из воды, переливание жидкости из одной емкости в другую, найди клад.)

-Тактильные игры («что в мешочке мы найдем», тактильные мешочки с различным наполнением, «скользкая» сенсорная коробочка с использованием гидрогелевых шариков).

-Катание между ладошек орехов, ребристых карандашей;

-Хватание и сжимание каучукового мячика.

-Упражнения с использованием шнурков, липучек (различные тренажеры- застегни или зашнуруй обувь, одежду) и т. д.

-Использую силиконовую насадку-тренажер для постановки письма (напальчник, который помогает зафиксировать пальцы руки в правильном положении).

Так же все виды деятельности по развитию мелкой моторики осуществляют воспитатели в группах компенсирующей направленности.

При работе по развитию мелкой моторики я следую определенным правилам:

1. Упражнения провожу регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, заранее подготовлено (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинаю с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения ввожу более сложные.

4. Чередую новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно слежу за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняю в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняю определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9. Провожу занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забываю хвалить ребенка за успехи!

Фантазируйте вместе с детьми, предлагайте им как можно больше игр, развивающих мелкую моторику. Ведь такие игры не только принесут море веселья и впечатлений, но и будут способствовать речевому, интеллектуальному и гармоничному развитию в целом.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики на развитие речи
Опубликовано: 30 апреля 2024 в 16:37
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД