Ольга Сафонова
Роль воспитателя на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей.
ТЕМА: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».
Подготовил музыкальный руководитель
д\с «Сказка» Сафонова О. А. январь 2016 г.
г. Семикаракорск
Публикация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях» размещена в разделах
Музыкальное развитие имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли – благородная и ответственная задача музыкального руководителя.
Воспитатель является активным помощником музыкального руководителя в организации праздников, в проведении игр и развлечений.
Очень часто воспитатель выступает перед детьми и как исполнитель : поёт песню, играет на детских музыкальных инструментах, танцует.
демонстрирует художественную игрушку, персонажей кукольного театра.
Особо важную роль играет воспитатель при руководстве художественной самостоятельной деятельностью детей в их повседневной жизни. Здесь необходим тонкий подход к оценке деятельности детей, применение косвенных методов побуждения их к самостоятельному музицированию.
К сожалению не во всех детских садах музыкальный руководитель и воспитатели работают слаженно, дружно. Тут имеют место две крайности. Одна, когда всё музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей : пляска, музыкальная игра не входят в быт ребёнка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Существует и другое противоположное явление, когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения.
Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.
Проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведёт воспитатель. Часто растерянность, сухой и скучный тон воспитателя, нечёткость в движениях происходит от того, что он ещё не имел достаточной практики, не уверен в своих силах.
В первое время воспитатели являются на музыкальных занятиях как бы на положении «практикантов», которые работают под наблюдением музыкального руководителя. Успехи воспитателя в значительной мере зависит от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Музыкальный руководитель ведет работу в двух направлениях – с детьми и воспитателями.
Чем меньше подготовлен воспитатель. тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. По мере овладения воспитателем содержанием и методикой музыкального воспитания, педагог музыкант всё больше вовлекает воспитателя в непосредственную работу с детьми, а также осуществляет контроль за его работой вне занятий.
Музыкальный руководитель знакомит воспитателя с практическим материалом, который даёт детям. Воспитатель проводит с детьми на занятиях отдельные его элементы : поёт новую песню или разучивает с детьми новую пляску, организует новую игру, показывает упражнение.
Давая воспитателям задания, музыкальный руководитель должен дифференцированно подходить к каждому воспитателю, учитывая его силы и возможности.
Какие же формы работы с воспитателями наиболее эффективны? Среди них можно назвать индивидуальную консультацию и подгрупповые занятия.
На индивидуальных консультациях музыкальный руководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и доступных детям данной группы, и о том, кому из детей следует уделить особое внимание. музыкальный руководитель проверяет. как воспитатель исполняет детские песни, пляски.
На подгрупповых занятиях воспитатели знакомятся с основными теоретическими и методическими вопросами музыкального воспитания. а также разучивают детские песни, пляски, игры, упражнения. Кроме того. разучиваются песни взрослых и песни, которые доступны дошкольникам для слушания. Эти песни педагогический коллектив исполняет детям на праздниках, концертах, обще садовских развлечениях.
При разучивании с воспитателями песен обращается внимание на чистоту интонации, на четкость дикции. артикуляцию, динамические оттенки. Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детских игр, плясок и упражнений они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и музыкальному развитию.
На подгрупповых занятиях воспитатели выполняют также некоторые самостоятельные задания. Цель их двоякая : проверить на сколько ими усвоен материал, и развить инициативу воспитателя. Например, задание составить пляску, упражнение импровизацию на определённую музыку. Удачный творческий опыт воспитателя следует поощрять и широко использовать в работе с детьми.
Нужно научить воспитателя пользоваться магнитофоном, DVD плеером.
Хорошо привлечь к таким занятиям персонал детского сада и родителей. Это сплачивает коллектив сотрудников и родителей.
Следует широко использовать коллективный просмотр видео записей занятий, утренников, развлечений и других коллективных мероприятий.
Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе, создаёт подъём, настроение, радость, особенно при проведении праздников.
Для того чтобы наладить должным образом работу музыкального руководителя с воспитателем, необходимы контроль и помощь заведующего учреждением.