Снежана Физикова
Коллективные работы по аппликации как средство развития дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Человек живет в социуме, является его неотъемлемой частью. От его общения во многом зависит, как он сможет самореализоваться, найти своё место в обществе, проявить свою индивидуальность, оказаться успешным и полезным для общества. Дети с разными характерами, способностями и привычками, нередко испытывают проблемы в общении со сверстниками. Неумение понять, встать на позицию другого, принять и уважать интересы партнёра, эгоцентризм не позволяют налаживать позитивные контакты.
Темочки:
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Дружба. Учимся дружить
- Коллективные аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная коллективная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело действий.
Участвуя в такой деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат. Прежде всего важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели.
Цель: сплочение детского коллектива через коллективные работы по аппликации.
Задачи: 1) овладевать разными способами вырезания бумаги для создания образов в аппликации; 2) передавать характерные особенности (цвет, форму, величину) предметов, явлений; 3) развивать тесные дружеские взаимоотношения в коллективе, умения договариваться, позитивно решать спорные ситуации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте представлены целевые ориентиры, представленные в статье 4.6. Стандарта, отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку. Индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога.
Каждый вид изобразительной деятельности, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В монографии «Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» авторы раскрывают разные стороны их проявления. В. Г. Нечаева придает особое значение организованности детей в группе сверстников, Л. А. Пеньевская характеризует наличие взаимопомощи как отражение внимания к сверстникам.
Коллективные работы предполагают партнерское взаимодействие которое заключается в выборе партнера для совместной работы, умении договариваться об общем фоне, рисунке, цветовой гамме, и композиционном построении, в общении и совместных действиях, направленных на достижение общего результата, не мешая друг другу, а также в поисках компромиссных решений в случаях творческих разногласий. Работая в малой подгруппе (3-4 ребёнка) детям нужно не только договориться о цветовой гамме работы, выбрать материалы и инструменты, распределить трудовые действия, создать композицию, а также удобно распределиться за столом, не мешая друг другу, но имея возможность взаимодействовать с партнёрами.
Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить, как следует договариваться, учитывая, желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме. Начиная работу, я предусмотрела, каким образом преподнесу детям задачу как коллективную (т. е. поставила цель, для достижения которой требуются общие усилия; разъяснить целесообразность организации коллективной деятельности, в какой форме оценю результат работы как итог усилий, стараний всех участников. Созданную коллективную работу, мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции.
Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют неточности партнера (подклеивают, другие договариваются делать то, что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе). В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга: «Мы не волшебники, мы только учимся».
Интегрированные занятия дают возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать
творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создания своего образа.
Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые, последние выполняют ту часть коллективной работы, которая не по силам (фактически часто воспитатели так и делают, но отдельно, без присутствия детей, и ребята не видят, как действует педагог). Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на дереве» заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предстоит вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное, в подготовке такого изображения. Вместе с тем в таком виде работы и взрослый, и дети объединены одной целью, заинтересованы, в общем результате, дети имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, ее хода, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. Прежде всего важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели.
Таким образом, можно сказать, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий по изодеятельности позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В коллективном творчестве каждый ребёнок чувствует себя равным участником общего дела, осознает значимость своего личного вклада в коллективную работу, а также учиться работать сообща, договариваться со сверстниками, помогать товарищам, испытывать радость за общий успех.