Татьяна Владимировна Ш.
Опыт работы на тему «Трудовая деятельность — путь к социализации личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №57»
Сообщение
к педагогическому совету
на тему : «Трудовая деятельность-
-путь к социализации личности ребенка».
Подготовила:
Воспитатель группы №15
Шабалина Т. В
Публикация «Опыт работы на тему „Трудовая деятельность — путь к социализации личности ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В настоящее время актуальным становиться вопрос, связанный с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. «Научить наших детей обходиться без нас». (Эрнест Леизве).
Чтобы раскрыть тему : «Трудовая деятельность-путь к социализации личности ребенка» необходимо раскрыть, что же такое социализация.
Социализация-это непрерывный процесс становления личности, длящийся в течение всей жизни. Педагогическими аспектами социализации ребенка являются : обучение, дальнейшее воспитание и развитие. Особенности социализации- это адаптация к среде, приобретение навыков трудовой деятельности, утверждение в перспективе- профессиональной деятельности. Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций.
Во-первых: овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений ребенок эмансипируется от взрослых, приобретая чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.
Во-вторых: трудовая деятельность способствует развитию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И в чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. И в-третьих : необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.
Составляющей частью трудового воспитания является ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий.
Каковы же задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых :
Формирование интереса к труду взрослых.
Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.
Воспитание стремления оказывать посильную помощь.
Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых мы начинаем с того, чтобы дать детям конкретные сведения о трудовых действиях, о трудовых процессах. Знакомим с материалами, оборудованием, инструментами для осуществления трудовых процессов. Показываем конечные результаты труда. Обращаем внимание детей на отношение человека к труду, качество действий человека, характер взаимоотношений человека в труде.
Затем от конкретных сведений переходим к обобщенным сведениям:
- О значении труда людей.
- О свободе выбора профессии, возможности проявлять свои творческие способности.
- О почетности и важности любой профессии. И в перспективе намечаем следующие этапы:
— труд, как основа жизни людей;
-труд, как основа развития страны;
-труд, как основа благосостояния каждого человека и общества в целом;
— труд, как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации.
Знакомство детей с трудом взрослых осуществляем через разные виды деятельности : занятия, чтение художественной литературы, наблюдение во время прогулок, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдение за трудом сотрудников детского сада, экскурсии.
Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, но они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетать с трудом самих детей. Трудовая социализация дошкольников- важный этап их всестороннего развития, формирование необходимых качеств: трудолюбие, усидчивости, терпение, дисциплинированности, прилежания, бережливости, умение доводить начатое дело до конца. Труд-это проявление заботы людей друг о друге. Наша же задача: создать оптимальные условия для развития личности наших детей в различных видах трудовой деятельности, учитывая его способности, интерес, возможности.
Труд детей в детском саду многообразен. Разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Мы используем все четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание. Воспитательное значение этого вида труда на наш взгляд представлено, прежде всего жизненной необходимостью. Ежедневное выполнение элементарных трудовых поручений приучает детей к систематическому труду. Через самообслуживание ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких, формируются гуманные чувства, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. Используя оккупационную терапию, определяются дежурные по столовой, по занятию, по уголку природы.
Хозяйственно-бытовой труд. Именно этот труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту : протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с тем приучаем заботиться о других людях, формируя благородное желание. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни.
Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию. Мы приучаем детей выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для выполнения задания.
Труд в природе способствует наблюдательности, любознательности, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу- это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда. Осенью мы собираем с детьми семена цветов, собирали листья, укрывали ими молодые плодовые деревья: яблоню, вишню, два кустика смородины у нас на участке, принимали участие в субботнике по облагораживанию игровой территории.
Ручной труд «мастерство рук»- это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения, Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. «Источник способностей и дарований детей- на кончиках их пальчиков». Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (Василий Сухомлинский). В группе есть уголок «Умелые руки». Составлен перспективный план по ручному труду, задания старались подбирать учитывая тему логопеда.
Какова же роль родителей в процессе трудовой социализации ребенка? Она значительна. На них лежит ответственность по формированию трудовых умений и навыков. Ушинский говорил : «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство,- научить его трудиться».
Мы столкнулись с тем, что у родителей нет ни знаний, ни опыта, это показало анкетирование, в том какие поручения давать детям. Мы беседовали с родителями, что нельзя делать за ребенка то, что он может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься, провели несколько консультаций для родителей, подготовили папки-передвижки, приглашали на занятия, организовывали совместную деятельность, решали педагогические ситуации, привлекали самих родителей в проведении фрагмента занятия. Мы разработали рекомендации для родителей по трудовому воспитанию.
Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать, не наказывать трудом, поощрять за старание, не перегружать, придерживаться тех же требований при организации труда, что и в детском саду.
Мы считаем, что добились, того, чтобы родители поняли необходимость совместной работы детского сада и семьи в трудовой деятельности.
В заключении хочется сказать, что желание ребенка все сделать самому, своими руками необходимо поддерживать. Ведь научиться чему-либо человек может только сам, если захочет и испытает потребность в той или иной деятельности. Трудовая деятельность должна вызывать у ребенка только положительные эмоции. Ведь то, что не затронуло сердце ребенка, никогда не будут воспроизводить его руки. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.