Лучший педагог года

Создание развивающей среды для воспитания детей в группах кратковременного пребывания

ОЛЕСЯ ЛЕНЬКОВА
Создание развивающей среды для воспитания детей в группах кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы

«Создание развивающей среды для воспитания детей в ГКП»

«Понятие предметно - развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (Светлана Леонидовна Новоселова).

Публикация «Создание развивающей среды для воспитания детей в группах кратковременного пребывания» размещена в разделах

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-развивающей среды.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помни

ть:[/b]

• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

• Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

• Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.

Развивающая среда в группах кратковременного пребывания является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

При построении предметно –развивающей среды в нашей группе мы учитывали следующие принци

пы:[/b]

полифункциональности: предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, и т. д. Наличие предметов пригодных для использования в разных видах деятельности, использование разнообразных предметов-заместителей.

трансформируемости предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению- надёжности и безопасности.

При создании развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

В нашей группе предметно – развивающая среда организована с учётом принципа интеграции образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого.

Для того чтобы воспитанники могли найти себе дело и занятие по душе, в групповом помещении условно выделяются три зоны, в которых находятся центры развивающей активности детей. Они не имеют четких границ, что позволяет один и тот же игровой уголок по желанию легко и быстро преобразовать в другой. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, атрибуты для игр инсценировок.

Зона умеренной активности:

«Центр познания». Это учебная зона, развивающие дидактические игры, игры с буквами,прописи, игры на развитие мелкой моторики, печатные буквы, алфавитные таблицы.

«Центр книги».В группе имеются детские энциклопедии, и красочные издания о растительном и животном мире планеты, детские журналы, плакаты. Это материал, который стимулирует познавательный интерес.

"Центр природы». В нем находятся календарь природы и календарь погоды, иллюстрации и стихи по временам года, необходимое оборудование для работы в уголке природы.

«Центр занимательной математики»направлен на развитие логического мышления, внимания, памяти, смекалки, конструктивных навыков, умение работать по схеме. Здесь представлены различныедидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино, шашки; настольные игры, набор цифр,разнообразные геометрические мозаики; игры типа «Танграм»,

задания на логику.

«Центр патриотического воспитания»в нем находятся: символика страны, области, литература по патриотическому воспитанию.

Зона средней активности:

«Центр конструирования» представлен различными наборами конструкторов типа «лего», имеется мелкий конструктор; различные мозаики, пазлы; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины- игрушки для обыгрывания построек.

«Центр экспериментирования» в нем есть оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности и, алгоритмы, календари для записей проводимых опытов и экспериментов.

«Центр творчества»направлен на развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии. Для этого используются разнообразные изобразительные материалы:это карандаши, бумага, восковые мелки, раскраски, краски, кисти разной толщины, пластилин и т. д.

«Центр безопасности»в нем находятся дидактические игры, атрибуты, наглядные пособия по закреплению, как правил дорожного движения, так и основ безопасности жизнедеятельности.

Зона повышенной активности:

«Центр двигательной активности»направлен на укрепление здоровья, формирование правильной осанки, воспитывает гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта, развивает двигательную активность детей.

«Центр театра», в котором подобраны соответствующие пособия с использованием настольного театра, пальчикового театра, перчаточные куклы.

«Центр игры» направленна развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения. Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Школа».

«Центр дежурства», в котором имеется «Уголок дежурных», необходимые атрибуты для дежурства.

В раздевалке имеется информативный центр для родителей, в котором представлены работы детей «Творческая мастерская», в соответствии с планированием размещается информация, буклеты, памятки, рекомендации по организации досуга детей, материалы для игр и домашних заданий.

Безопасность жизни, сохранение и укрепление здоровья детей - главные условия, опираясь на которые,мы, сотрудники нашей группы организовываем развивающую среду.

Насыщенная предметно – развивающая среда становится фундаментом для организации содержательной и увлекательной жизни и развития ребенка. Именно она заложит основы формирования личности и выступит в роли источника знаний социального опыта ребенка.

Таким образом, организуя развивающую среду, мы педагоги, создаем благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Счастлив тот ребенок, для которого взрослые создали возможность заглянуть вогромный непознанный мир, помогли ему быть более свободным и открытым, дали возможность самоутвердиться и самореализоваться, развили чувство ответственности, собственной значимости, повысили самооценку, позволили понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.

Работая в группе кратковременного пребывания детей уже четвертый год, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. Необходимо дальнейшее обогащение среды группы предметами образно-символического материала (специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий, приобретение компьютерной техники, оформление лаборатории «научных открытий».

Публикации по теме:

Интегрированное занятие на тему «Осень» для группы кратковременного пребывания для детей 1,5–2 летИнтегрированное занятие на тему «Осень» для группы кратковременного пребывания для детей 1,5–2 лет Развивающие интегрированные занятия для группы раннего развития детей 1,5-2 года Тема «Осень» Цели и задачи: 1. Адаптация и социализация.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Оценка развивающей среды в группах ДОУ Оценка развивающей среды в группах ДОУ От 0 до 5 баллов Внешний вид помещения, эстетика оформления 0 - Отсутствует единый стиль и эстетика.

Создание развивающей среды в старшей группеСоздание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин»Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Создание развивающей среды своими рукамиСоздание развивающей среды своими руками Последнее время большое внимание уделяется вопросам создания развивающей среды. Как её организовать, чтобы среда удовлетворяла требованиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание развивающей среды для воспитания детей в группах кратковременного пребывания
Опубликовано: 23 октября 2021 в 18:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание развивающей среды для воспитания детей в группах кратковременного пребывания» (включая файлы) размещена пользователем ОЛЕСЯ ЛЕНЬКОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД