ОЛЕСЯ ЛЕНЬКОВА
Создание развивающей среды для воспитания детей в группах кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание развивающей среды для воспитания детей в ГКП»
«Понятие предметно - развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (Светлана Леонидовна Новоселова).
Публикация «Создание развивающей среды для воспитания детей в группах кратковременного пребывания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-развивающей среды.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помни
ть:[/b]
• Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
• Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
• Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
• Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
• Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Развивающая среда в группах кратковременного пребывания является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
При построении предметно –развивающей среды в нашей группе мы учитывали следующие принци
пы:[/b]
• полифункциональности: предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, и т. д. Наличие предметов пригодных для использования в разных видах деятельности, использование разнообразных предметов-заместителей.
• трансформируемости предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
• вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
• насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
• доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
• безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению- надёжности и безопасности.
При создании развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
В нашей группе предметно – развивающая среда организована с учётом принципа интеграции образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого.
Для того чтобы воспитанники могли найти себе дело и занятие по душе, в групповом помещении условно выделяются три зоны, в которых находятся центры развивающей активности детей. Они не имеют четких границ, что позволяет один и тот же игровой уголок по желанию легко и быстро преобразовать в другой. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, атрибуты для игр инсценировок.
Зона умеренной активности:
«Центр познания». Это учебная зона, развивающие дидактические игры, игры с буквами,прописи, игры на развитие мелкой моторики, печатные буквы, алфавитные таблицы.
«Центр книги».В группе имеются детские энциклопедии, и красочные издания о растительном и животном мире планеты, детские журналы, плакаты. Это материал, который стимулирует познавательный интерес.
"Центр природы». В нем находятся календарь природы и календарь погоды, иллюстрации и стихи по временам года, необходимое оборудование для работы в уголке природы.
«Центр занимательной математики»направлен на развитие логического мышления, внимания, памяти, смекалки, конструктивных навыков, умение работать по схеме. Здесь представлены различныедидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино, шашки; настольные игры, набор цифр,разнообразные геометрические мозаики; игры типа «Танграм»,
задания на логику.
«Центр патриотического воспитания»в нем находятся: символика страны, области, литература по патриотическому воспитанию.
Зона средней активности:
«Центр конструирования» представлен различными наборами конструкторов типа «лего», имеется мелкий конструктор; различные мозаики, пазлы; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины- игрушки для обыгрывания построек.
«Центр экспериментирования» в нем есть оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности и, алгоритмы, календари для записей проводимых опытов и экспериментов.
«Центр творчества»направлен на развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии. Для этого используются разнообразные изобразительные материалы:это карандаши, бумага, восковые мелки, раскраски, краски, кисти разной толщины, пластилин и т. д.
«Центр безопасности»в нем находятся дидактические игры, атрибуты, наглядные пособия по закреплению, как правил дорожного движения, так и основ безопасности жизнедеятельности.
Зона повышенной активности:
«Центр двигательной активности»направлен на укрепление здоровья, формирование правильной осанки, воспитывает гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта, развивает двигательную активность детей.
«Центр театра», в котором подобраны соответствующие пособия с использованием настольного театра, пальчикового театра, перчаточные куклы.
«Центр игры» направленна развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения. Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Школа».
«Центр дежурства», в котором имеется «Уголок дежурных», необходимые атрибуты для дежурства.
В раздевалке имеется информативный центр для родителей, в котором представлены работы детей «Творческая мастерская», в соответствии с планированием размещается информация, буклеты, памятки, рекомендации по организации досуга детей, материалы для игр и домашних заданий.
Безопасность жизни, сохранение и укрепление здоровья детей - главные условия, опираясь на которые,мы, сотрудники нашей группы организовываем развивающую среду.
Насыщенная предметно – развивающая среда становится фундаментом для организации содержательной и увлекательной жизни и развития ребенка. Именно она заложит основы формирования личности и выступит в роли источника знаний социального опыта ребенка.
Таким образом, организуя развивающую среду, мы педагоги, создаем благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Счастлив тот ребенок, для которого взрослые создали возможность заглянуть вогромный непознанный мир, помогли ему быть более свободным и открытым, дали возможность самоутвердиться и самореализоваться, развили чувство ответственности, собственной значимости, повысили самооценку, позволили понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
Работая в группе кратковременного пребывания детей уже четвертый год, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия. Необходимо дальнейшее обогащение среды группы предметами образно-символического материала (специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий, приобретение компьютерной техники, оформление лаборатории «научных открытий».