Анна Николаева
Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Представляю вашему вниманию сообщение из опыта работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» на основе проведенной работы в средней, старшей и подготовительной группах.
Публикация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» - Василий Александрович Сухомлинский.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
В соответствие с ФГОС ДО достижения дошкольников в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная тема настоящего времени. Данное направление обусловлено требованиями нормативных документов в области образования и обострением экологической ситуации в мире. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
В ходе изучения вопроса по экологическому воспитанию дошкольников обозначились следующие проблемы:
Обострение экологической ситуации в стране и в мире, которая диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Недостаточный запас знаний детей об окружающей нас природе, потребительское отношение к ней, не всегда проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе дидактических игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали : Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. А. Маневцева, П. Г. Саморукова и др. Таким образом, дидактические игры - эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальность темы, выявленные проблемы позволили сформулировать цель (формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры) и задачи работы.
Решение которых позволит получить следующие результаты.
Предполагаемый результат: использование дидактической игры как основного метода экологического воспитания дошкольников, влияет на успешное овладение ими знаний, способствует накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой, воспитания бережного отношения к ней.
Этапы работы: 1. Подготовительный (сентябрь 2015г). (выбор темы; изучение психолого-педагогической литературы, диагностика, план работы) 2. Основная часть (октябрь – май 2015 – 2018 уч. г.) - создание развивающей предметно-пространственной среды в группе; - работа с детьми; - работа с родителями; - взаимодействие со специалистами ДОУ 3. Заключительный этап (май 2018 уч. г) (диагностика, вывод)
Основная часть.
Направления работы.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: создание развивающей предметно-пространственной среды, совместная деятельность детей и педагога, работа с родителями, взаимодействие со специалистами ДОУ.
Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной развивающей предметно-пространственной среды. С этой целью в группе был создан «Уголок природы». В уголке природы находятся экологические дидактические игры, календарь природы, комнатные растения, пластмассовые и резиновые игрушки, различные коллекции (шишек, ракушек, гербарий, орехов и тд., муляжи овощей и фруктов, материал для проведения элементарных опытов (формочки, камни, глина, песок, трубочки, воронки, сито, лупа, оборудование и инвентарь (ящики для посадки семян и рассады, лейки, пульверизатор, тазики, совочки, горшочки, фартуки, макеты, картины диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов, растений леса, луга, поля.
Для детей разработала дидактические игры экологического содержания «Четвертый лишний», «Природный и рукотворный мир», «Где встречается вода?», «Воздух-невидимка», «Такие разные растения», «Такие разные животные», «Песок, глина, камни, вокруг нас», «Загадочные человечки», «Какой бывает вода?», «Животные различных климатических зон», способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления. Работая, с детьми младшего дошкольного возраста, разработала такие дидактические игры, как: «Времена года», «Кто, чем питается», «Что сначала, что потом», «Кто где живет?», «Чьи детки?», «Правила поведения на природе».
Создала картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, определяю степень участия в ней всех детей. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность.
Используя «Конструктор картинок», создаю дидактические игры на интерактивной доске.
Дидактические игры использую в непосредственно образовательной деятельности в качестве её составной части или вместо нее, а также в часы досуга, во время целевых прогулок, экскурсий. (НОД по экологии проводятся 1 раза в неделю, чередуется с НОД «Мир природы и мир человека», Программу НОД составляю, используя программу Е. В. Гончаровой «Экология для малышей»).
На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). (Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные дидактические игры и игровые упражнения, например: " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных, времен года (по звукам, следам и т. д.).
Так же на прогулках проводим акцию «Покормите птиц зимой».
Работа по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется по всем образовательным областям:
1. Физическое развитие (подвижные игры экологического содержания, беседы об охране здоровья).
2. Познавательное развитие (НОД по экологии, наблюдения, дидактические игры, опыты, экскурсии, прогулки и тд.).
3. Речевое развитие (беседа, НОД по экологии, дидактические игры, чтение художественной литературы и тд.).
4. Художественно-эстетическое развитие (рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация, музыка).
5. Социально-коммуникативное развитие (труд в уголке природы, беседа и тд.).
В своей работе использую разнообразные методы и приемы.
1. Наглядные: метод наблюдения (кратковременные, длительные, демонстрация, показ.
2. Словесные (чтение художественной литературы, беседа, рассказы-описание и т. п).
Приемы: объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос, уточнение.
3. Практические: собственно практические, игровые.
Собственно-практические: упражнение, элементарные опыты, моделирование,
обращение к опыту ребенка, практические ситуации, поисковые действия, обследования.
Практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображение природы).
Игровые методы: игровая ситуация, дидактические игры, действия с игрушками, имитация
действий, подвижная игра.
4. Метод проектов.
Так же использую проектный метод. В старшей группе были проведены проекты: «Белоствольная красавица», «Огород на подоконнике», «Удивительный мир насекомых».
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей, поэтому работа с родителями является важнейшим направлением моей работы. Работу с родителями строю на основе сотрудничества и единства требований. В группе создан уголок для родителей, в котором размещены консультации, разработки игр, памятки для родителей по экологическому воспитанию в семье, например: памятка «Прогулка на природе», консультации «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников», «Воспитание любви к природе», «Игры экологического содержания» и др.
Результатом работы стало совместное участие детей и родителей в выставке «Дары осени», в проведение собрания «Экология и птицы».
Вместе с музыкальным педагогом проводим экологические праздники, например: «Вороний праздник», «Землю нашу любите».
Достижения детей: вместе с детьми принимаем участие в конкурсах Государственного природного заповедника «Малая Сосьва» : конкурс листовок «Заповедная природа без пожаров», конкурс поздравительных открыток «Заповеднику «Малая Сосьва – 40 лет».
Так же принимали участие во всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества «Огород на окне», творческий экологический конкурс «Подводный мир», региональный конкурс «Моя Югра», «Осенние превращения».
Свои работы публикую на сайтах ИНФОУРОК, МААМ. RU. Участвую во всероссийских экологических конкурсах : «Экологическое воспитание по ФГОС», «Мир, в котором я живу».
Ежегодно провожу педагогическую диагностику (в начале года и в конце).
Для диагностики использовала метод индивидуальной беседы, включающий в себя разделы (по программе Е. В. Гончаровой «Экология для малышей») :
1. Где мы живем? Местоположение поселка. Климат. 2. Многообразие растительного и животного мира. 3. Сезонные изменения в природе ХМАО. 4. Природа и человек в условиях ХМАО.
В средней группе в начале учебного года была проведена диагностика уровня сформированности экологических знаний. Низкий уровень: 3 детей (11%, средний уровень : 24 ребенка (89%, Высокий уровень: 0% В конце учебного года результаты изменились: средний уровень у 11 (41%) детей, высокий у 16 (59%) детей, низкий: 0% 26. В старшей группе в начале учебного года по результатам диагностики, были получены такие данные: низкий уровень: низкий уровень - 1 ребенок (4%, средний уровень : 26 детей (96%, высокий уровень: 0%. В конце учебного года результаты улучшились: низкий уровень: 0%, средний уровень : 8 детей (30%, высокий уровень: 19 детей (70%). 27. В подготовительной к школе группе в начале года были такие результаты: низкий уровень – 0%, средний уровень – 25 детей (89%, высокий уровень – 3 (11%). В конце года, дети показали более высокие результаты: низкий уровень – 0%, средний уровень – 8 детей (29%, высокий уровень – 20 детей (71%). Результаты диагностики показали, что уровень знаний по сравнению с началом года, в конце года изменился в лучшую сторону. У детей сформированы элементарные экологические знания, возрос познавательный интерес дошкольников к миру природы, появилось бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Заключение.
Результаты диагностики по экологическому воспитанию позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также бережного отношения к природе.
Таким образом, использование дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний.
Литература:
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009. – 159 с.
- Гончарова. Е. В. «Экология для малышей». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск. : Полиграфист, 2005.
- Гончарова. Е. В. «Тетрадь экология для малышей- подготовительная группа». Ханты-Мансийск, 2005г. Рекомендовано Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в качестве учебно- методического пособия для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
- Доронова Т. Н., Гербова В. В., Гризик Т. И., Гризик Т. И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей. - М. : Просвещение, 2003.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду-М. : Просвещение, 2006.-223 с.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002.-128 с.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду»-М. : Карапуз, 2001.
- Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. : Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.- 560 с.
- Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя : сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2014. – 112с.