Ирина Волженцева
Речевое развитие детей в процессе проведения режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.
Публикация «Речевое развитие детей в процессе проведения режимных моментов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Согласно ФГОС речевое развитие включает в себя следующие компоненты:
-овладение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной речи;
-развитие речевого творчества;
-знакомство с детской литературой;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Наша группа логопедическая, работаем по «Адаптированной основной образовательной программе детей с тяжелыми нарушениями речи»
Одна из основных задач программы овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. И эта задача успешно реализуется посредством использования современных мультимедийных, компьютерных и здоровьесберегающих технологий.
Для полноценного речевого развития детей у нас в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая постоянно обновляется в соответствии с возрастом и потребностями детей. В группе имеются центры «Будем говорить правильно», «Здравствуй, книжка!», «Мы познаём мир»,«Играем в театр», «Мы живём в России», «Учимся рисовать, конструировать, строить», «Сюжетно-ролевых игр».
В дошкольном детстве ведущей деятельностью детей является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Во все режимные моменты включаются игры : сюжетно-ролевые, хороводные, подвижные, игры малой подвижности, словесные, дидактические, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения.
Дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок, они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.
Для развития памяти, изучения букв, обучения чтению и входе выполнения заданий учителя-логопеда использую различные развивающие компьютерные и интерактивные игры.
В нашей логопедической группе - главное место отводится играм по звуковому восприятию слова для формируя фонематического и речевого слуха ребёнка. Для работы над звуками использую приём наглядного моделирования (звуковые фишки разных цветов). Для развития связной речи - мнемотаблицы и картинный и иллюстративный материал.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только во время проведения непрерывной образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах. Организуя режимные моменты и всю деятельность ребёнка в детском саду, стараюсь, чтобы содержание этой деятельности не только носило познавательный характер, но и способствовало речевой активности воспитанника.
При приёме детей провожу индивидуальные беседы, что интересного видел ребенок по дороге в детский сад, какие сезонные изменения в природе, беседую по лексическим темам, используя наглядные, словесные, игровые приемы и упражнения, пальчиковую гимнастику.
В процессе умывание уточняю свойства воды, название туалетных принадлежностей, из какого материала они изготовлены, их цвет, форму, назначение.
До приёма пищи беседую о сервировке стола, о правилах поведения за столом ("Чтобы не было беды, вспомним правила еды», о пользе здоровой пищи, уточняю с детьми название блюд, продуктов.
Во время прогулки для формирования выразительности речи предлагаю детям подвижные игры со словами. Часто использую квест - игры они помогают активизации и закреплению полученных знаний, способствуют не только развитию речи воспитанников, а так же формируют умение аргументировать свои высказывания. При проведении посильного хозяйственного труда на участке закрепляю знания детей о назначении орудий труда, их безопасном использовании. Наблюдения за живой и неживой природой сопровождаю чтением стихов, загадыванием загадок, знакомлю с приметами, пословицами и поговорками, Всё это способствует эмоциональной отзывчивости детей, расширяет их кругозор, способствует активизации и обогащению словаря детей.
Дневной сон необходим для полноценного отдыха детей. Прочитанная в спальне сказка спокойным, ласковым голосом вызывает у детей положительное отношение ко сну и интерес к чтению.
Художественное слово является одним из средств нравственно-эстетического воспитания. Ежедневное чтение детям полюбившихся произведений помогает не только осознать красоту окружающей природы, сложность человеческих взаимоотношений, но и вызывает живой отклик в детях, желание высказать свое впечатление и мнение о поведении героев произведений, о их поступках.
Организованная таким образам образовательная деятельность в режимных моментах способствует успешному речевому развитию наших воспитанников.