Елена Семенова
Сообщение из опыта работы «Развитие управляемого воображения при использовании метода эмпатии»
▼ Скачать + Заказать документы
Метод синектики (аналогии)
Метод разработан У. Гордоном (США) в 50-е годы. Синектика основа на МШ при использовании приемов различных видов аналогии. Цель метода : представление незнакомого-знакомым, а привычное-чуждым. В основании такой работы лежит 4 типа операций.
Метод аналогий (синектика)
Общая характеристика основных видов аналогий
• эмпатия (личностная аналогия,
• прямая аналогия,
• фантастическая аналогия,
• символическая аналогия.
Типы операций:
Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие управляемого воображения при использовании метода эмпатии“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2020
Эмпатия (личное уподобление, которое отождествляет с кем-либо или чем либо личность человека. При этом надо уметь сопереживать уподобленному объекту.
Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний.
Символическая аналогия - использование метафор, символов, поэтических образов, сравнение для характеристик объектов,либо процессов,происходящих в них.
Фантастическая аналогия - представление объекта,либо процесса и решение проблем с ним связанных, посредством игнорирования фундаментальных законов природы
Технологическая цепочка (вариант 1)
Рассматривание объекта по системному оператору: функция объекта, составные части, место функционирования, объект в прошлом и будущем.
Фантастическое преобразование объекта:
о. Личная аналогия (я - объект в какой- либо проблемной
ситуации; что я чувствую как птичка)
о. Символическая аналогия
(загадки, сравнения объекта с чем-либо);
Изменение фундаментальных законов природы (как в волшебной сказке фантастическая птичка говорит по английски)
Итог: продукт детской деятельности:
о. Рисование. Лепка преобразованного объекта;
о. История или сказка с преобразованием объектом
1. Технологическая цепочка (вариант 2)
Проведения игры (занятия) с использованием метода синектики
1.1 Предложить детям представить какой-либо объект.
Например:
комнатное растение-фиалку.
Обсудить объект с обычной точки зрения.
Поговорить с детьми о ее внешнем виде, зависимости роста от ухода за растением, эмоциональном состоянии человека при восприятии фиалки разными органами чувств.
1. 2 Предложить пофантазировать с объектом:
а) превратиться в данный объект и рассказать,что ребенок
при этом почувствовал. Например: что чувствует «фиалка»,
если ее забыли полить и на 3 дня оставили на
подоконнике, освещенном жарким солнцем.
б) у фиалки сломался стебель, как помочь растению?
-Давайте поможем ей. Как врач помогает человеку,если у него поранена рука?
Дети говорят,что надо перевязать стебель.
в) Попробовать описать с помощью поэтических
образов,метафор, сравнений выбранный объект.
Например, взять какое-нибудь свойство фиалки и сравнить его
с другим объектом: («листья пушистые, как цыплята»). Объект может быть представлен в виде загадки.
г) Представить вместе с детьми, что проблема, возникшая с выбранным объектом, можетрешаться как в волшебной сказке:
§ Как сделать так, чтобы цветок был вовремя полит и в достаточном количестве? У цветка появляется способность - корни, по мере необходимости, дотягиваются до водопроводного крана, или самостоятельно добывают воду из воздуха.
1.3. Продуктивная деятельность детей:
(рисование, лепка, аппликация, схематизация действий, сочинение сказки по теме занятия)
Например:
-Нарисовать, как мы получили бы сломанную фиалку (прямая аналогия);
-Слепить веселые,грустные, гордые цветы фиалки из пластилина (эмпатия);
-Сделать аппликацию фиалки из пушистых материалов (символическая аналогия);
-На полосе бумаги схематизировать историю, придуманную каждым ребенком, на тему: «Путешествие фиалки в гости к муравью» (фантастическая аналогия);
2. Технологическая цепочка
Построения системы занятий с помощью метода аналогии :
Операции синектики необходимо давать в зависимости от возраста детей:
1. С № лет-эмпатия;
2. С 4-х лет- фантастическая аналогия;
3. С 5-ти лет- прямая и символическая аналогия.
Обучение аналогии должно проходить по этапам:
1. этап- педагог сам рассказывает, что почувствовал или
представил;
2. этап- рассказ взрослого дополняется ответами
детей (совместной театрализацией)
3. этап- сами дети рассказывают, что представили и
почувствовали, педагог дополняет, уточняет и
расширяет представление детей об изменяемой
точке зрения на объект;
4. этап- ребенок самостоятельно, без помощи
взрослого, рассказывает о том, что представил
или почувствовал.
Методические рекомендации
По использованию метода синектики в работе с дошкольниками.
Необходимо учитывать:
1. Особенности усвоения личностной аналогии:
а) Ребенок с 3 лет представляя, как правило, живой объект,
может показать несложные его действия, сказать какой он в
виде этого образа.
Например:
-«Ты кузнечик». Ребенок прыгает. «Кузнечик устал»- ребенок показывает, как кузнечик устал.
-«Что у тебя устало больше всего?». Ребенок -«Ножки мои устали. Я сейчас отдохну и снова попрыгаю».
- «Куда?» -«К цветочку»
-«Почему?» – «Там хорошо пахнет».
б) В возрасте с 4-х лет необходимо давать упражнения
на превращение в рукотворные системы и постепенный
ввод в прочувствование проблемных ситуаций.
Например:
-«Ты -стиральная машина». Ребенок показывает, как он «стирает».
-«Но у тебя проблемы: много белья положили в тебя. Что ты чувс
в) С пяти лет и старше, важно сформировать умений
по отождествлению себя с проблемной ситуацией в рамках
заданного образа.
Например:
-«Покажи и расскажи о том, что ты почувствуешь, если будешь пожарником и вдруг услышишь, как в горящем доме плачет ребенок.»
-«Представь, что ты почувствуешь, если ты раскаленный утюг и тобой гладят капроновую косынку» (другой ребенок может быть «капроновой косынкой»)
-«Если бы ты был старой женщиной (мужчиной) ,что бы ты почувствовал, когда тебе надо нести тяжелые вещи или долго стоя ехать в автобусе…»
-«Представь, что ты звездочка на небе и ночью увидела ребенка, который никак не может уснуть от страха. Как бы ты помогла этому маленькому человеку?»
Эмпатия
Цель метода
Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации.
Технология проведения тренинга
1. Предложить детям представить какой-либо объект.
2. Обсудить объект с обычной точки зрения.
3. ПР: внешний вид, зависимость роста от ухода за цветком, эмоциональное
состояние человека при восприятии фиалки разными органами
чувств и т. п.
4. Предложить пофантазировать (превратиться в данный
объект в какой-либо ситуации и рассказать о своих чувствах в данный
момент).
5. Организовать продуктивную деятельность детей: рисование, лепка,
аппликация, схематизация действий, сочинение сказки.
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
• Метод эмпатии целесообразно начать использовать в работе с детьми 3-х лет. Ребенок этого возраста по слову воспитателя представляет живой объект, показывает несложные действия и говорит, что он чувствует.
• В возрасте 4 лет необходимо давать упражнения на отождествление себя с рукотворными объектами. Предлагать возможные решения проблемных ситуаций.
• С 5 лет и старше формировать умения отождествлять себя с выбранным самостоятельно образом в рамках проблемной ситуации.
• Обучение должно проходить по этапам:
• 1 этап - педагог сам рассказывает, что почувствовал или представил;
• 2 этап - рассказ взрослого дополняется ответами детей;
• 3 этап - сами дети рассказывают, что представили или почувствовали; педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект;
• 4 этап - ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, рассказывает о том, что представил или почувствовал.
Ожидаемые результаты
Умение представить себя в качестве кого-либо или чего-либо в проблемной ситуации и составить рассказ о себе с точки зрения выбранного объекта.