Лучший педагог года

Сообщение из опыта работы «Развитие управляемого воображения при использовании метода эмпатии»

Елена Семенова
Сообщение из опыта работы «Развитие управляемого воображения при использовании метода эмпатии»

Метод синектики (аналогии)

Метод разработан У. Гордоном (США) в 50-е годы. Синектика основа на МШ при использовании приемов различных видов аналогии. Цель метода : представление незнакомого-знакомым, а привычное-чуждым. В основании такой работы лежит 4 типа операций.

Метод аналогий (синектика)

Общая характеристика основных видов аналогий

эмпатия (личностная аналогия,

• прямая аналогия,

• фантастическая аналогия,

• символическая аналогия.

Типы операций:

Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие управляемого воображения при использовании метода эмпатии“» размещена в разделах

Эмпатия (личное уподобление, которое отождествляет с кем-либо или чем либо личность человека. При этом надо уметь сопереживать уподобленному объекту.

Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний.

Символическая аналогия - использование метафор, символов, поэтических образов, сравнение для характеристик объектов,либо процессов,происходящих в них.

Фантастическая аналогия - представление объекта,либо процесса и решение проблем с ним связанных, посредством игнорирования фундаментальных законов природы

Технологическая цепочка (вариант 1)

Рассматривание объекта по системному оператору: функция объекта, составные части, место функционирования, объект в прошлом и будущем.

Фантастическое преобразование объекта:

о. Личная аналогия (я - объект в какой- либо проблемной

ситуации; что я чувствую как птичка)

о. Символическая аналогия

(загадки, сравнения объекта с чем-либо);

Изменение фундаментальных законов природы (как в волшебной сказке фантастическая птичка говорит по английски)

Итог: продукт детской деятельности:

о. Рисование. Лепка преобразованного объекта;

о. История или сказка с преобразованием объектом

1. Технологическая цепочка (вариант 2)

Проведения игры (занятия) с использованием метода синектики

1.1 Предложить детям представить какой-либо объект.

Например:

комнатное растение-фиалку.

Обсудить объект с обычной точки зрения.

Поговорить с детьми о ее внешнем виде, зависимости роста от ухода за растением, эмоциональном состоянии человека при восприятии фиалки разными органами чувств.

1. 2 Предложить пофантазировать с объектом:

а) превратиться в данный объект и рассказать,что ребенок

при этом почувствовал. Например: что чувствует «фиалка»,

если ее забыли полить и на 3 дня оставили на

подоконнике, освещенном жарким солнцем.

б) у фиалки сломался стебель, как помочь растению?

-Давайте поможем ей. Как врач помогает человеку,если у него поранена рука?

Дети говорят,что надо перевязать стебель.

в) Попробовать описать с помощью поэтических

образов,метафор, сравнений выбранный объект.

Например, взять какое-нибудь свойство фиалки и сравнить его

с другим объектом: («листья пушистые, как цыплята»). Объект может быть представлен в виде загадки.

г) Представить вместе с детьми, что проблема, возникшая с выбранным объектом, можетрешаться как в волшебной сказке:

§ Как сделать так, чтобы цветок был вовремя полит и в достаточном количестве? У цветка появляется способность - корни, по мере необходимости, дотягиваются до водопроводного крана, или самостоятельно добывают воду из воздуха.

1.3. Продуктивная деятельность детей:

(рисование, лепка, аппликация, схематизация действий, сочинение сказки по теме занятия)

Например:

-Нарисовать, как мы получили бы сломанную фиалку (прямая аналогия);

-Слепить веселые,грустные, гордые цветы фиалки из пластилина (эмпатия);

-Сделать аппликацию фиалки из пушистых материалов (символическая аналогия);

-На полосе бумаги схематизировать историю, придуманную каждым ребенком, на тему: «Путешествие фиалки в гости к муравью» (фантастическая аналогия);

2. Технологическая цепочка

Построения системы занятий с помощью метода аналогии :

Операции синектики необходимо давать в зависимости от возраста детей:

1. С № лет-эмпатия;

2. С 4-х лет- фантастическая аналогия;

3. С 5-ти лет- прямая и символическая аналогия.

Обучение аналогии должно проходить по этапам:

1. этап- педагог сам рассказывает, что почувствовал или

представил;

2. этап- рассказ взрослого дополняется ответами

детей (совместной театрализацией)

3. этап- сами дети рассказывают, что представили и

почувствовали, педагог дополняет, уточняет и

расширяет представление детей об изменяемой

точке зрения на объект;

4. этап- ребенок самостоятельно, без помощи

взрослого, рассказывает о том, что представил

или почувствовал.

Методические рекомендации

По использованию метода синектики в работе с дошкольниками.

Необходимо учитывать:

1. Особенности усвоения личностной аналогии:

а) Ребенок с 3 лет представляя, как правило, живой объект,

может показать несложные его действия, сказать какой он в

виде этого образа.

Например:

-«Ты кузнечик». Ребенок прыгает. «Кузнечик устал»- ребенок показывает, как кузнечик устал.

-«Что у тебя устало больше всего?». Ребенок -«Ножки мои устали. Я сейчас отдохну и снова попрыгаю».

- «Куда?» -«К цветочку»

-«Почему?»«Там хорошо пахнет».

б) В возрасте с 4-х лет необходимо давать упражнения

на превращение в рукотворные системы и постепенный

ввод в прочувствование проблемных ситуаций.

Например:

-«Ты -стиральная машина». Ребенок показывает, как он «стирает».

Но у тебя проблемы: много белья положили в тебя. Что ты чувс

в) С пяти лет и старше, важно сформировать умений

по отождествлению себя с проблемной ситуацией в рамках

заданного образа.

Например:

-«Покажи и расскажи о том, что ты почувствуешь, если будешь пожарником и вдруг услышишь, как в горящем доме плачет ребенок.»

-«Представь, что ты почувствуешь, если ты раскаленный утюг и тобой гладят капроновую косынку» (другой ребенок может быть «капроновой косынкой»)

-«Если бы ты был старой женщиной (мужчиной) ,что бы ты почувствовал, когда тебе надо нести тяжелые вещи или долго стоя ехать в автобусе…»

-«Представь, что ты звездочка на небе и ночью увидела ребенка, который никак не может уснуть от страха. Как бы ты помогла этому маленькому человеку?»

Эмпатия

Цель метода

Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации.

Технология проведения тренинга

1. Предложить детям представить какой-либо объект.

2. Обсудить объект с обычной точки зрения.

3. ПР: внешний вид, зависимость роста от ухода за цветком, эмоциональное

состояние человека при восприятии фиалки разными органами

чувств и т. п.

4. Предложить пофантазировать (превратиться в данный

объект в какой-либо ситуации и рассказать о своих чувствах в данный

момент).

5. Организовать продуктивную деятельность детей: рисование, лепка,

аппликация, схематизация действий, сочинение сказки.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

Метод эмпатии целесообразно начать использовать в работе с детьми 3-х лет. Ребенок этого возраста по слову воспитателя представляет живой объект, показывает несложные действия и говорит, что он чувствует.

• В возрасте 4 лет необходимо давать упражнения на отождествление себя с рукотворными объектами. Предлагать возможные решения проблемных ситуаций.

• С 5 лет и старше формировать умения отождествлять себя с выбранным самостоятельно образом в рамках проблемной ситуации.

Обучение должно проходить по этапам:

• 1 этап - педагог сам рассказывает, что почувствовал или представил;

• 2 этап - рассказ взрослого дополняется ответами детей;

• 3 этап - сами дети рассказывают, что представили или почувствовали; педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект;

• 4 этап - ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, рассказывает о том, что представил или почувствовал.

Ожидаемые результаты

Умение представить себя в качестве кого-либо или чего-либо в проблемной ситуации и составить рассказ о себе с точки зрения выбранного объекта.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Развитие управляемого воображения при использовании метода эмпатии»
Опубликовано: 18 мая 2020 в 12:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Развитие управляемого воображения при использовании метода эмпатии»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД