Татьяна Бессонова
Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арт-терапия.
Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе социализации детей с нарушениями в развитии. На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
Темочки:
Кроме того, одна из задач ФГОС ДОУ нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Мы знаем, как сложен внутренний мир ребенка с проблемами в развитии Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Арт-терапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Общаясь с особенными детьми, я заметила одну особенность - использование традиционных методов, приемов и средств в социализации детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат. Для разрешения проблемы возникла идея - применить различные технологии арттерапии.
Я поставила перед собой цель: изучение технологий, использование и создание условий для занятий арт-терапией.
Выяснилось, что техник и упражнений арт-терапии великое множество. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям с овз чувствовать себя смелее, раскованнее, непосредственнее, развивает воображение, а главное – дают ощущение полной свободы для самовыражения. Нет никаких рамок и ограничений. Действуют три основных принципа:
• Принцип самовыражения и спонтанности.
• Принцип уникальности.
• Принцип сотворчества.
Наши занятия с детьми проходят в непринужденной, уютной атмосфере, в увлекательной игровой форме. Для достижения положительных результатов огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда. Формируя и вживляя её в пространство группы я учитывала современные требования ФГОС ДО, а также четыре пункта арт-терапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:
1. Использования разнообразных материалов.
2. Создания условий.
3. Посредничество взрослого человека.
4. Использования специфических приемов в арт-терапевтической практике.
Обязательное условие – подбор упражнений и техник с учетом возраста и психологического состояние ребенка.
Построить структуру встреч фактически невозможно. Она варьируется в зависимости от физического, а главное от эмоционального настроения детей. Однако обязательными элементами каждой нашей встречи являются:
1. Эмоциональный настрой
2. Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
3. Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно-двигательных мышц.
4. Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного настроя.
Если рассматривать результаты деятельности наших воспитанников, то можно увидеть в них разительные отличия.
Например, работы детей с синдромом Дауна, ребенок 4,5 лет, у нас легко идет на контакт с взрослыми. Первые работы – это просто ЕГО знакомство с миром красок. В последующих работах всё еще испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами, но манипуляции с кистью и карандашами стали более свободными. Можно проследить настроение и эмоциональное состояние ребенка на протяжении всего периода по выбору цвета и линиям рисунка.
У детей с РДА все намного сложнее. Они замкнуты, долго привыкали к нашему с ними общению. По-первым работам можно понять эмоциональный настрой - цветовая гамма состоит из мрачных красок. Пришлось придумать определенный «регламент» (т. е. план) наших с ними встреч. Впоследствии, заметила, что отступив от этого «плана» ребенок теряется, не может сосредоточиться, что мгновенно сказывается на цветовой гамме его рисунков. Считаю своим достижением или, даже, победой – лепку из пластилина и пальчиковое рисование такими детьми. Вначале они не переносили прикосновений пластилина, глины, а касание пальцем или ладошкой красок у них вызывал истерический приступ.
Занимаясь с детьми от 3-х до 6,5 лет арт-терапией, я использовала элементы таких техник, как: «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование шнурочками», «Волшебная палочка» (рисование тычком, «Печатание», «Соленые рисунки или зубная паста», «Дождливые фантазии», «Фигурная фигурка»(трафарет, «Монотипия», «Вкусные картины», «Рисование крупами», рисование в технике «Тинго», рисование с элементами техники «Эбру», рисование с использованием молока, «Рисование шерстью» и многие другие с использованием музыкального сопровождения. Часто использую упражнения на цветовосприятие и мелкую моторику «Выкладывание узоров из разноцветных камешков, пуговиц и т. д.», упражнение с использованием цветного картона «Разноцветное настроение».
Родители воспитанников - мои первые помощники. Залог успеха развития ребёнка во многом зависит от планомерной активности родителей, поэтому я познакомила их с идеей нашей работы, получила от них поддержку и желание помогать нам. Они постоянно помогают, учатся, играют.
Мои перспективы:
• Продолжать работу по социализации детей с ОВЗ через арт-терапию.
• Распространять свой опыт работы.