МААМ-картинки

Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ

Татьяна Бессонова
Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арт-терапия.

Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе социализации детей с нарушениями в развитии. На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.

Публикация «Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах

Кроме того, одна из задач ФГОС ДОУ нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Мы знаем, как сложен внутренний мир ребенка с проблемами в развитии Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Арт-терапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Общаясь с особенными детьми, я заметила одну особенность - использование традиционных методов, приемов и средств в социализации детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат. Для разрешения проблемы возникла идея - применить различные технологии арттерапии.

Я поставила перед собой цель: изучение технологий, использование и создание условий для занятий арт-терапией.

Выяснилось, что техник и упражнений арт-терапии великое множество. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям с овз чувствовать себя смелее, раскованнее, непосредственнее, развивает воображение, а главное – дают ощущение полной свободы для самовыражения. Нет никаких рамок и ограничений. Действуют три основных принципа:

• Принцип самовыражения и спонтанности.

• Принцип уникальности.

• Принцип сотворчества.

Наши занятия с детьми проходят в непринужденной, уютной атмосфере, в увлекательной игровой форме. Для достижения положительных результатов огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда. Формируя и вживляя её в пространство группы я учитывала современные требования ФГОС ДО, а также четыре пункта арт-терапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:

1. Использования разнообразных материалов.

2. Создания условий.

3. Посредничество взрослого человека.

4. Использования специфических приемов в арт-терапевтической практике.

Обязательное условие – подбор упражнений и техник с учетом возраста и психологического состояние ребенка.

Построить структуру встреч фактически невозможно. Она варьируется в зависимости от физического, а главное от эмоционального настроения детей. Однако обязательными элементами каждой нашей встречи являются:

1. Эмоциональный настрой

2. Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

3. Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно-двигательных мышц.

4. Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного настроя.

Если рассматривать результаты деятельности наших воспитанников, то можно увидеть в них разительные отличия.

Например, работы детей с синдромом Дауна, ребенок 4,5 лет, у нас легко идет на контакт с взрослыми. Первые работы – это просто ЕГО знакомство с миром красок. В последующих работах всё еще испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами, но манипуляции с кистью и карандашами стали более свободными. Можно проследить настроение и эмоциональное состояние ребенка на протяжении всего периода по выбору цвета и линиям рисунка.

У детей с РДА все намного сложнее. Они замкнуты, долго привыкали к нашему с ними общению. По-первым работам можно понять эмоциональный настрой - цветовая гамма состоит из мрачных красок. Пришлось придумать определенный «регламент» (т. е. план) наших с ними встреч. Впоследствии, заметила, что отступив от этого «плана» ребенок теряется, не может сосредоточиться, что мгновенно сказывается на цветовой гамме его рисунков. Считаю своим достижением или, даже, победой – лепку из пластилина и пальчиковое рисование такими детьми. Вначале они не переносили прикосновений пластилина, глины, а касание пальцем или ладошкой красок у них вызывал истерический приступ.

Занимаясь с детьми от 3-х до 6,5 лет арт-терапией, я использовала элементы таких техник, как: «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование шнурочками», «Волшебная палочка» (рисование тычком, «Печатание», «Соленые рисунки или зубная паста», «Дождливые фантазии», «Фигурная фигурка»(трафарет, «Монотипия», «Вкусные картины», «Рисование крупами», рисование в технике «Тинго», рисование с элементами техники «Эбру», рисование с использованием молока, «Рисование шерстью» и многие другие с использованием музыкального сопровождения. Часто использую упражнения на цветовосприятие и мелкую моторику «Выкладывание узоров из разноцветных камешков, пуговиц и т. д.», упражнение с использованием цветного картона «Разноцветное настроение».

Родители воспитанников - мои первые помощники. Залог успеха развития ребёнка во многом зависит от планомерной активности родителей, поэтому я познакомила их с идеей нашей работы, получила от них поддержку и желание помогать нам. Они постоянно помогают, учатся, играют.

Мои перспективы:

• Продолжать работу по социализации детей с ОВЗ через арт-терапию.

• Распространять свой опыт работы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапииФотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапии Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 18 февраля 2020 в 18:03
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности применения Арт-терапии в работе с детьми c ОВЗ в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бессонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД