альфия хисамиева
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Кто-то сказал, что должно молить богов о том,
чтобы в здоровом теле был здоровый дух.
Нужно, однако, не только молиться,
но и трудиться!»
Я. А. Коменский.
Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т. к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.
Публикация «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Что такое здоровый образ жизни человека?
Это рациональный режим дня и питания, оптимальная двигательная активность, соблюдение правил гигиены, культура эмоций или психосаморегуляция, отсутствие вредных привычек и пагубных пристрастий (алкоголь, никотин, наркотики, активная жизненная позиция, потребность мотивационной культуры, духовная культура и здоровый психологический климат.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Если я научу детей с дошкольного возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, буду личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что дети моей группы будут более здоровыми и развитыми не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Цель работы по здоровому образу в моей группе это :
1. Научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей.
2. Знать, что от хороших и плохих поступков зависит их здоровье, здоровье окружающих.
3. Следить за своей речью, не произносить плохих слов.
Чтобы реализовать эту цель мною были поставлены следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья.
- создание благоприятных санитарно – гигиенических условий.
- организация полноценного питания.
- систематически проводить утреннюю гимнастику.
- пребывание на свежем воздухе.
В работе, с детьми я стараюсь формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Для усвоения гигиенических навыков использую дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», также знакомлю с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой.
Большое внимание в работе с детьми уделяю формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращаю внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии со временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматриваем одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
Большую работу по ЗОЖ провожу в разных видах в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.
На занятии по теме: «Кто я?» - учила называть свое имя, фамилию, сколько лет. Играли в игры: «Что у меня есть?» (тело, органы, отмечали части своего тела, рассматривали цветные иллюстрации с целью ознакомления с органами.
Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаю внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Провожу беседы:
1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.
2) «Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, учу бережно с нею обращаться.
3) «Для чего нужна зарядка» - где приобщала детей к регулярным занятиям физкультурой.
Беседуя с детьми, обращаю внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Учу соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей.
Также приучаю быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучаю основным правилам безопасного поведения на улицах. Читала сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса». Эти сказки использовала, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя на улице, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и анализируя содержание сказки с детьми старалась помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду? Надо ли слушаться взрослых? Слушаетесь ли вы своих родителей?
Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью. Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Большое внимание уделяю закаливанию детей. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, послесоновую гимнастику, гимнастику для глаз, мытье рук и лица прохладной водой, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.
Провела занятие: «Мое тело», «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», «Чудо – вода». В работе стараюсь использовать весь материал доступных методов и приемов. В группе имеется «Уголок здоровья», дидактические игры оздоровительного характера : «Что у нас внутри?», «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Мое тело», «Чтобы зубы были крепкими».Систематически провожу игры «Назови части суток», «Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью».
Во время приема пищи, чтобы дети хорошо ели, постоянно объясняю, что есть нужно, прежде всего, для того, чтобы бегать, расти, ходить, играть, жить. Выясняем с детьми какие продукты полезные, т. к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Провожу игры «Сервировка стола», «Зачем нужна посуда», «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?». Играя с детьми в игру «Кто что любит» объясняю, что животные едят то, что полезно. Кто – то кушает растения, кто – то питается мясом. Люди тоже должны есть только полезную пищу. Через игры, беседы даю знания о полезной пище.
Огромную роль в воспитании ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, провожу работу с родителями: беседы групповые и индивидуальные. Выставлялись для родителей папки – передвижки: «Как следить за своим внешним видом».
Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, глухого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму.
Проводимая мною работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни даё т следующие результаты: снизилась заболеваемость и повысился уровень здоровья детей. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье. ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими и ловкими.