Лена Галеян
Использование нетрадиционного рисование с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность опыта.
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.
Публикация «Использование нетрадиционного рисование с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать.
Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования и творчества. А современное общество испытывает потребность в творческой личности.
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и нераскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
2. Роль изобразительной деятельности в общем развитии ребенка.
Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей развития и совершенствования детского организма.
3. Теоретическая база опыта.
Из всех видов изобразительной деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Хализовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».
По мнению современных педагогов – практиков таких как: А. А. Фатеевой, Г. Н. Давыдовой, И. И. Дьяченко именно нетрадиционная техника рисования позволяет раскрыть потенциал детских возможностей и способностей.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию. При таком рисовании неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.
Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца».
Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций, таких как:
Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
3. Самоценность нетрадиционного рисования.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Рисование нестандартными материалами позволяет также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию, а развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.
Я работаю в дошкольном учреждении совсем недавно, но сразу, же убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребенку большую радость. Как и многие педагоги – дошкольники, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологи, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
4. Ведущая педагогическая идея опыта.
Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждения с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, вызывают интерес к рисованию.
Основной формой организации образовательного процесса является фронтальное занятие. В работе с детьми я разрабатываю и внедряю модели комплексно – интегрированных занятий. По моему убеждению, интеграция, как один из наиболее эффективных путей личностного развития дошкольников, предоставляет возможность ребенку ярче проявить себя в художественном творчестве.
Перспективный план учебных занятий, задачи обучения, техника рисования разработаны мною с учетом уровня сформированности изобразительных навыков и умений детей. (Приложение № 1)
Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
Работа с детьми не ограничена рамками фронтальных занятий, она продолжается в уголке творчества «Тюбик», в котором созданы условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Всё это помогает поддерживать интерес ребёнка, настроить его на творческую деятельность. (Приложение № 2)
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Изучив современную классификацию методов обучения, я определила для себя методы, авторами которых являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Для меня такими стимулами являются:
- игра, которая является ведущим видом деятельности детей;
- сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- живая, эмоциональная речь воспитателя.
5. Технология опыта.
Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует их творческому развитию.
Я проанализировала и отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку раннего возраста.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения
Чтобы расширить возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, я использую на занятиях по изобразительной деятельности различные нетрадиционные способы рисование
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными из них являются:
Рисование пальчиком, ладошкой, кулачком:
Рисование ватными палочками
Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадает, возникает желание рисовать ещё и ещё. Стараюсь живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, даю возможность ребёнку сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощряю каждое усилие ребёнка, поддерживаю его. Всегда помню о том, что обучение приёмам изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционным, должно проходить на положительном эмоциональном фоне и с постепенным нарастанием сложности. Проба нового способа рисование воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие.
В процессе обучения усложняю задачу: обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета. Самая большая радость для меня, когда я слышу детский вопрос: «А мы еще будем так рисовать?». Значит, ребенку понравился процесс рисования и он хочет продолжения этой деятельности.
6. Результативность опыта.
Оценить динамику достижений детей в каждый возрастной период позволяет диагностическое обследование, в основе которого легла педагогическая диагностика Т. С. Комаровой. (Приложение № 6)
Оценка проводится по 4 критериям:
• оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;
• оценка процесса деятельности (самостоятельность, интерес);
• оценка продуктов деятельности (рисунки, работы по аппликации);
• оценка творческого воображения.
Данная диагностика позволила проанализировать и сравнить уровеньразвития художественно-творческих способностей у детей младшей группы за 1 учебныц полугодия. Результат диагностики показал: во первом полугодии только один ребёнок показал уровень выше среднего (7%, 45% детей – низкий уровень, 48% - средний уровень. А второго полугодия обучения показатели значительно улучшились: высокий уровень составил – 22%; средний – 57%; низкий – 21%.
Приложение
Положительная динамика наметилась в основном по таким направлениям работы как «Развитие творческого воображения» и «Самостоятельность и интерес».
У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо нетрадиционный техника рисование. Значит, мне удалось заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Я уверена - успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. За период своей работы я заметила - чем теснее взаимодействие с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Я старалась каждый успех своего воспитанника в творчестве и в личностном плане довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имел возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно.
Очень важно, чтобы родитель формировал у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления детей. Ведь, в конце концов, самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Надо помнить, что очень многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Список используемой литературы
1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2007.
3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
5. Жукова О. Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста» Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М. : Просвещение, 1990.
7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.
8. Ланина И. В., Кучеева Н. В. Изобразительное искусство для малышей (4-5 лет). – М. : Ранок, 2012.
9. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : Каро, 2010.
10. Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М. : Академия развития, 2012.