Надежда Гольцер
Сообщение из опыта работы на городском педагогическом сообществе «Мяч-лучший друг движения» инструкторов по физкультуре
▼ Скачать + Заказать документы
Большое место в физическом воспитании занимают игры с мячом.
Почему я выбрала эту тему? Если мы, даже малышами играли во дворе со старшими детьми и могли перенимать все игры, в том числе и действия с мячом, то сегодня это невозможно по ряду известных вам причин (на слайде).
А каждый ребенок индивидуален и, овладеть программным материалом «школы мяча», среди сверстников, ему очень сложно.
Вот здесь мы педагоги и должны прийти ему на помощь.
Публикация «Сообщение из опыта работы на городском педагогическом сообществе „Мяч-лучший друг движения“ инструкторов по физкультуре» размещена в разделах
Мяч дает возможность решения многообразных двигательных задач, формирует умения схватить, удержать, бросить предмет, приучает рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивает выразительность движений, пространственную ориентировку.
Правильно подобранные упражнения с мячом способствуют оптимальному объему развития двигательных качеств детей.
В играх с мячом развиваются все физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила и координация, согласованность движений. Воспитываются морально-волевые коммуникативные качества – дети учатся играть в команде.
Для достижения поставленной цели:
Реализация творческого, личностного и спортивного потенциала дошкольников посредствам обучения.
технике игры с различными видами мячей
реализуются следующие задачи, включающие в себя обучение детей техническим навыкам владения предметом. :
1. Вызвать у детей интерес к физической культуре, с помощью упражнений и игр с мячом.
2. Развивать физические качества детей: быстроту, ловкость, силу, выносливость.
3. Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.
4. Формировать двигательные навыки с мячом. Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.
5. Воспитывать умения детей играть коллективно, уметь принимать правильное решение в сложных ситуациях.
6. Обучать детей элементам спортивных игр с мячом (баскетбол, пионербол, футбол).
7. Учить ребенка организовываться в процессе самостоятельной активной деятельности, Помочь адаптироваться ребенку в социальной среде.
8. Развивать интерес к спортивным секциям, массовым мероприятиям.
Эти задачи не только учат детей играть коллективно, воспитывать, взаимопомощь, доброту, но и помогают принимать правильное решение в сложных ситуациях.
«Оптимизация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками посредством включения в образовательный процесс ДОУ «Школы мяча»:
1. Обучение умениям и навыкам в играх и упражнениях с мячом различного веса и объема в образовательной деятельности по физической культуре;
2. Закрепление технике игры с различными видами мячей в утренней гимнастике, а также в совместной работе воспитателя с детьми: на прогулке, в подвижных играх, индивидуальной работе;
3. Совершенствование двигательных действий с мячом в спортивных играх, эстафетах в спортивных досугах, праздниках, самостоятельной деятельности дошкольников;
4. Освоение детьми спортивными играми и эстафетами с мячом коллективного характера (элементам баскетбола, пионербола, футбола, где формируются положительные нравственно – волевые качества воспитанников;
5. Формирование достаточно сложных движений с мячом у детей, посещающих секцию «Школа мяча», которая на базе уже имеющихся навыков и умений дает возможность формировать достаточно сложные движения с мячом;
6. Увлечённое использование игр детьми с мячами различного диаметра и материала в самостоятельной деятельности.
Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания.
На слайде - доступные для дошкольника действия с мячом, которые помогают ему реализовать свой творческий, личностный, спортивный потенциал.
Перед вами базовый компонент обучения дошкольников технике игры с различными видами мячей по возрастным категориям.
2 младшая группа.
Броски и ловля мяча: Свободные броски мяча двумя руками вверх; ловля от отскока от пола
Метание мяча: Метание в горизонтальную цель одной рукой маленького мяча (расстояния 0,5м); двумя руками снизу; метание в вертикальную цель сверху одной рукой.
Движения с мячом: Свободные игры с мячом, прослеживая его глазами, не теряя из поля зрения.
Броски вдаль: Бросание мяча двумя руками из-за головы (стоя, сидя);
Бросание маленького мяча одной рукой вдаль.
Прокатывание мяча: (расстояние 1,5-2м): Катание мяча друг другу; вдаль, прикладывая силу. Катание мяча через ворота; с попадания в предметы;
Средняя группа.
Броски и ловля мяча: Бросание мяча двумя руками об пол на месте и ловля большого мяча.
Метание мяча: Метание в горизонтальную цель одной рукой маленького мяча, двумя руками большого мяча (расстояние индивидуальное, не менее 2м., метание в вертикальную цель сверху одной рукой (без ловли).
Движения с мячом: Свободные игры с мячом с попыткой ловли его.
К концу года отбивание мяча об пол и ловля его с продвижением вперед шагом, (в заданном направлении).
Броски вдаль: Бросание большого мяча двумя руками, маленького мяча одной рукой через сетку, (высота поднятой руки ребенка);
Прокатывание мяча: Катание мяча (расстояние индивидуальное, не менее 2м.): друг другу из разных положений; с попаданием в крупные предметы; чрез ворота
Игры с метанием, бросанием и ловлей: «Подбрось, поймай», «Мяч через сетку», «Сбей кеглю», «Целься вернее», «Попади в цель», «Кто дальше бросит мяч», «Попади в круг», «Прокати в ворота», «Подбрось повыше», «Поймай мяч», «Школа мяча», «Играй, но мяч не теряй», «Брось, догони»
Старшая группа.
Броски и ловля мяча: Броски вверх большого мяча и ловля с воздуха, броски и ловля мяча в парах на месте; забрасывание мяча в баскетбольную корзину (из-за головы, от груди);
Отбивание мяча о стенку с ловлей.
Метание мяча: Метание 2мя руками в горизонтальную и вертикальную цель большого мяча снизу с ловлей;
Движения с мячом: Подвижные игры с мячом в парах, командах, уметь уворачиваться от мяча.
Броски вдаль: Бросание вперед набивного мяча вперед (снизу).
Метание вдаль правой и левой рукой с места
Прокатывание мяча: Катание мяча с попаданием в предметы (кегли); змейкой между предметами, прокатывание набивного мяча (0,5-1кг);
Подготовительная к школе группа.
Броски и ловля мяча: Броски вверх, об стенку любого мяча (большой, средний маленький) и ловля его с воздуха, от стенки, с отскока от пола двумя руками (одной рукой);
Броски и ловля мяча в парах, подгруппах из разных положений (стоя, сидя) с различными заданиями (с хлопками, поворотом и др.)
Метание мяча: Метание в цель вертикальную и горизонтальную с попаданием и ловлей
Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (разными способами)
Движения с мячом: Отбивание мяча о землю и ловля его: двумя руками, одной рукой, с продвижением в заданном направлении.
Отбивание мяча о стенку с разными заданиями.
Броски вдаль: Метание вдаль правой и левой рукой с нескольких шагов, в движущую цель, из разных исходных положений;
Метание в вертикальную, горизонтальную цель одной рукой с места, с разбега из разных исходных положений.
Прокатывание мяча: встречное катание мяча в парах, игра в кегельбан.
Игры с метанием, бросанием и ловлей: «Брось за флажок», «Поймай мяч», «Охотник и звери», «Охотники и зайцы», «Сбей кеглю», «Сбей мяч», «Попади в цель», «Мяч водящем», «Кого назвали, тот ловит», «Кто самый меткий», «Ловишки с мячом», «Выжигалы», «Круговая лапта», «Вратарь», «Малый боулинг», «Забей в ворота», «Закати в лунку», «Быстрый мячик», «Шмель», «Ловкая пара», «Мяч на ступеньках», «Не упусти мяч» (змейкой, «Подвижная мишень», «Перестрелка», «Школа мяча»
Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детей к универсальным ценностям.
Предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития дошкольников, реального уровня их физической подготовленности.
Определенные грани, между возрастными группами, не обязательны.
Например, дети средней группы, в процессе ознакомления действий с мячом, могут взять, предложенный материал, намного легче и быстрее и поэтому мы идем с ними дальше. А с детьми старшей группы, допустим - коррекционной – наоборот. Начинаем осваивать материал средней, а с кем-то и младшей группы - новички.
Для достижения цели необходимо обязательное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса:
(инструктор + дети + родителями + педагоги).
Воспитатели – главные помощники инструктора в организации развития двигательных способностей в процессе освоения игры с мячом.
• Обязательное присутствие на занятиях физической культуры;
• Индивидуальная работа с детьми не только на занятии, но и в режиме дня; они имеют тетрадь взаимосвязи.
• Связь в работе с родителями. Воспитатель является посредником между инструктором и родителем.
• Организация самостоятельной двигательной деятельности детей для расширения возможностей физического воспитания на основе спортивных игр, упражнений и эстафет с мячом.
Детский сад – это одна половинка яблока, семья – вторая. А, чтобы было одно целое, не червивое яблоко, необходимо взаимодействие с родителями воспитанников.
Главная цель детского сада, совместно с семьей, растить ребенка крепким и здоровым. Помочь адаптироваться ему в социальной среде и организовываться в процессе самостоятельной активной деятельности.
Свобода выбора двигательной деятельности ребенка с мячом дает ему возможность проявить свои склонности и получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении.
В детском саду обязательно находятся дети, которые намного быстрее своих сверстников осваивают базовый компонент основной образовательной программы. Чтобы удовлетворить их физические потребности, поддержать и повысить интерес к физической культуре, этим воспитанникам предложен дополнительный компонент программы секция «Школа мяча».
Секция, на базе уже имеющихся навыков и умений дает возможность формировать достаточно сложные движения с мячом и освоить элементы спортивных игр: баскетбола, пионербола. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в спортивных играх с мячом привлекают детей старшего дошкольного возраста
Дети, посещающие секцию, за год добиваются положительного результата: свободно владеют мячом (ведение мяча, передача и ловля мяч друг другу из любых положений, перебрасывание его через сетку, забрасывание мяча в корзину, играют в команде, знают правила игры пионербола, выполняют элементы баскетбола.
Детский сад работает по направлению «Физическое развитие». Обучение дошкольников технике игры с мячом одно из звеньев в системе эффективной работы по оздоровлению детей и развитию их физических показателей.
Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста направлено не только на результат, но и на сам процесс, а главное - на получение удовольствия детьми от занятий физической культуры.